Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Деревенская тема в прозе XX века 1-2 произведения (ЕГЭ по литературе)

В середине 20-го века, когда о господстве горожан над селянами не знал только ленивый, в советской литературе возникает направление, наречённое впоследствии именем «деревенской прозы». Начало этой тематически-эстетической линии положил А. И. Солженицын: за год до окончания «оттепели», в 1963 году, был опубликован филигранный рассказ «Матрёнин двор».

В чём же состоит явное отличие этого текста от современного ему литературного процесса? Во-первых, необычный объект «исследования» — жизнь людей в черте деревни. На Руси не было периодов, когда крестьянскому сословию жилось спокойно, и, конечно, послереволюционные войны и коллективизация поставили точку в истории села. Солженицын показывает, как жестокая бюрократическая система выживает последние соки из старожил, прежде всего, из Матрёны Васильевны, которая вынуждена терпеть унижения даже ради положенной ей пенсии.

Во-вторых, особенность этого рассказа состоит в авторской манере изложения. Первоначальное название текста («Не стоит село без праведника») погружает читателя в русского-христианский дискурс, где святая простота значит больше общественных заслуг. Символичность деталей (железная дорога как начало конца старого мира) и мотивные склейки (шум в избе: тишина сменяется редкими шорохами, что позволяет нам лучше ощутить мировосприятие рассказчика) превращают текст в поэтическое произведение, избавляясь от пустого «рассказа о событиях». До «оттепели», надо сказать, такие воззрения были под запретом: чувства персонажей обязаны соответствовать духу молодого коммунистического государства. В-третьих, главная «уязвимость» данного текста заключается в характере Матрёны, а именно в том, как её святость и чистосердечие выделяются на фоне корыстолюбивости нового и старого поколения, адаптировавшегося под вызовы времени (рисовать советских граждан в неприглядном свете было вне закона со времён травли Зощенко и Ахматовой). Впрочем, Солженицын не пишет эпитафию деревне — он, как настоящий художник, фиксирует образ Матрёны в истории, не призывая других остановить умирание того непонятного и естественного мира, скрытого от жителей города.

Выходит, что цель «деревенской темы» в прозе — это не просто оплакивание ушедшей навсегда России, а стремление, не вмешиваясь в сам процесс, понаблюдать за ней, составить портрет для нынешних и будущих поколений. Несмотря на сильную социальную составляющую конфликта в «Матрёнином дворе», всё-таки героиня Солженицына отстранена от советского «мира», благодаря чему можно говорить о внутренней состоятельности образа Матрёны. Она, в отличие от «чудиков» и «дурачков» В. М. Шукшина, не пытается сыскать уважения и понимания у окружающих. Её задача — быть носительницей загадочной русской души, быть настоящим рефлексирующим человеком.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.