Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Что мешает самодурам чувствовать себя полноправными хозяевами жизни в драме А. Н. Островского «Гроза»? (ЕГЭ по литературе)

Творчество А. Н. Островского дало большой толчок развитию всему отечественному театру. Его главная пьеса “Гроза”, авторское определение жанра которой — драма, исследует важные темы не только для того времени, но и актуальные и по сей день: социально-исторический конфликт, противостояние двух эпох, кризис общественно-политической жизни целого государства, из-за чего критик Н. А. Добролюбов назвал это произведение смелым. В “Грозе“ особое внимание уделено изображению самодуров Кабановой и Дикого, которые занимают важные позиции в обществе города Калинова. Они по-настоящему подчинили себе своих родных и близких, указывают им, как нужно жить, манипулируют ими. Несмотря на всё это, самодуры не могут чувствовать себя полноправными хозяевами жизни, потому что им противостоят несогласные жить в неволе люди, отчего рушится старый мир с его правилами и устоями и теряется власть самодурства.

Самодур — тип литературного героя, основными чертами которого являются излишняя жестокость, деспотизм, грубость.

Они действуют только по своей прихоти, подчиняя себе окружающих.

Действие пьесы происходит в вымышленном городе Калинове, который по сути является собирательным образом провинциальных городов, погрязших во власти блюстителей устаревших традиций, которые до сих пор обладают большой силой. Герои в драме делятся на представителей “темного царства” и их жертв, из которых выделяется “луч света” Катерина. К “темному царству” или самодурам относят двух действующих лиц: Марфу Игнатьевну Кабанову и Савела Прокофьевича Дикого. Кабанова — богатая купчиха, свекровь Катерины. Она очень строгая женщина, о чем говорят ремарки А. Н. Островского “(строго)”, лицемерная, как подметил Кулигин, “ханжа”. Своими частыми истериками и скандалами Кабанова “домашних заела совсем”, отчего её детям и невестке живется сложно и больно: Кабанов называет действия матери “грозой”, Варваре приходится врать и хитрить, а Катерина и вовсе кончает с собой. Дикой, влиятельный купец, – второй самодур пьесы. Он так же, как и Кабанова, держит домашних в страхе, кроме того, грубый, “у него вся жизнь основана на ругательстве”. В некоторых репликах его называют “воином”, что говорит о его жестокости и вспыльчивости. Дикой очень высокомерен, считает остальных “червяками”, над которыми он властен. Такая характеристика персонажей может убедить в их крайней властности, силе и жестокости, но все-таки им что-то на дает полностью держать всех в страхе, что-то подрывает их авторитет.

Во-первых, это угрызения остатков совести. Дикой проявляет стыд за совершенные поступки, что показывает, что всё-таки он не такой бессердечный тиран. Как он сам говорит, он не может по другому: “Что прикажете делать, когда у меня сердце такое?”. В эпизоде, когда у Дикого просили денег рано утром, отчего он сильно разозлился и обругал обидчика, но почувствовал, что это неправильно: “Ведь уж знаю, что надо отдать, а все добром не могу”. Кроме того, в диалоге с Кабановой Дикой упоминает случай из жизни, когда он чуть не избил мужика, просившего деньги за работу, а позже извинялся перед ним и даже “в ноги кланялся”. Исходя из этого, можно сказать, что самодурам не удается почувствовать себя полноценными хозяевами их некоторые внутренние качества, которые заставляют их осуждать себя же. Они совершают плохие поступки, осознавая, что не могут иначе, потому что у них такие сердца, характеры или души.

Кроме совести, самодурам мешают утвердиться в своем превосходстве и внешние обстоятельства. Кабанова то и дело на протяжении пьесы жалуется на то, что “не очень-то нынче старших уважают”. Можно сказать, она чувствует нарастающие в молодом сегменте общества настроения против домостроевских укладов. Она видит, что новое поколение по-другому относится к принципам старших, замечает, что дети “ничего-то не знают, никакого порядка”, сомневается в их состоятельности: “Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю”. То есть, Кабанова замечает, как постепенно теряет свою силу, что не позволяет ей чувствовать себя хозяином калиновской жизни.

Также самодуры не могут почувствовать себя в абсолютной власти по другой причине, которая раскрывается в монологах Кулигина. В первом он говорит о том, что злые все самодуры и жестокие, что одни готовы, жертвуя своими средствами, подорвать дела других: “потрачусь, да и ему станет в копейку”. Судятся одни с другими, “злостные кляузы строчат на ближних”, “враждуют друг на друга”. От этого у них и появляется страх, отсутствие чувства превосходства. Во втором монологе Кулигин раскрывает, как “темное царство” боится общественного осуждения, прячет скандалы за закрытыми воротами и собаками, “чтоб люди не видали, как они своих домашних едят поедом да семью тиранят”. Из этого выходит, что не могут они не слушать общества, а если и истязают домашних, так только так, чтоб никто не видел. Эти монологи показывают, насколько скупы, глупы и слабы самодуры.

Таким образом, А. Н. Островский в своей драме ввел новый тип литературных героев, по-своему раскрыл. Несмотря на трагичную развязку, пьеса полна оптимизма: она показывает, что, какими бы твердыми и бескомпромиссными не казались самодуры, им всегда можно противостоять, а за грубостью их душ скрывается попросту слабый человек.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.