Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Какова роль снов Раскольникова в структуре произведения? По роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» (ЕГЭ по литературе)

Социально-психологический роман Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» отличается своеобразием исследования основных начал человеческой природы и их неоднозначного направления. Действия главного героя — Родиона Раскольникова — обнажившего свои желания, проверившего свою теорию посредством убийства старухи-процентщицы, Алены Ивановны, его метания и осмысление совершенного преступления замысел романа подчеркивают.

Так, именно после убийства изображается первый сон Раскольникова — Порфирий Петрович, полицейский, бьет хозяйку дома, все это сопровождается «зверскими» и «неестественными» криками, которые не могут героя не напугать («Он и вообразить не мог себе такого зверства…»).

Несмотря на жестокость происходящего, которое Раскольников угадывает по звукам — ударам головы о лестницу, воплям, собравшейся толпе — он не предпринимает попыток помочь хозяйке — только защитить себя, закрывшись на крючок на двери. Кроме того, мыслей о помощи у него даже не возникает, а лишь страх того, что Порфирий Петрович после направится именно к нему, и именно из-за случившегося днем ранее убийства.

Возникающий у Раскольникова ужас при мысли о том, что о его преступлении может стать известно, страх наказания заглушают в нём любые другие чувства.

Следующий сон — перед встречей со Свидригайловым — также касается убийства — Раскольников возвращается на место совершенного им преступления — в дом старухи-процентщицы — и снова бьёт её по голове найденным топором. Однако отсутствие реакции заставляет героя заглянуть ей в лицо — старуха сдерживает смех, хотя перед этим Раскольников думал, что она его боится. Несмотря на ощущение, что вокруг шепчутся и смеются люди, Раскольников бьет её по голове повторно, им овладевает бешенство, пока голоса становятся всё громче, а при попытке сбежать он понимает – вокруг полно людей («всё люди, голова с головой, все смотрят — но все притаились и ждут, молчат…»).

Раскольников, очевидно, все также испытывает страх перед тем, что его преступление станет известным, но кроме того — ещё и стыд перед осуждением — смеющиеся во сне люди – которое он получит.

Последним сном в романе становится сон о болезни, поразившей весь мир, непреклонно при ней катящийся к гибели («Все должны были погибнуть, кроме некоторых, весьма немногих, избранных»). Зараженные, считающие себя единственно умными и знающими истину, страдают от самих себя и таких же, как они — и никакого спасения для них попросту нет.

Раскольников, переосмысляющий в течении романа свои убеждения, приходит к тому, что они — губительная болезнь, принесшая бы человечеству только страдания и смерть.

Таким образом, сны Родиона Раскольникова обнажают его истинные чувства. После и перед каждым значимым для него событием — убийства старухи, встречи со Свидригайловым, находясь на каторге — герой сталкивается с настоящими чувствами, которые пытается скрыть — страхом, стыдом, желанием очищения.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.