Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




«Сделано по ЧЕХОВу» Кира Муратова «Чеховские мотивы» (2002) (Фильмы и сериалы)

Фильм Киры Муратовой «Чеховские мотивы» (2002) произвёл на меня сильное впечатление. Мне нравится, когда режиссёр не старается скрыть от зрителей ужасных бытовых сцен (я называю их ужасными, потому что они поражают меня своей дикостью и грубостью). Да, они мелочны и часто неприятны для просмотра, но в них есть скрытый психологизм, присущий творчеству Чехова. Это эпизоды, где мать, бессмысленно повторяет свою просьбу, девочка использует словарь, как подпорку для комода и отказывается помочь матери, сын кричит на отца за то, что тот воздвигает амбары каждый год, а отец трясется от гнева на свою нерадивую семью. Все они, при просмотре, вызывают и грусть, и смех.

Очень необычным мне показалось то, что действие фильма происходит в наше время. А ведь он был снят по мотивам произведений А. П. Чехова (пьеса «Татьяна Репина» и рассказ «Тяжёлые люди»). Например, на кухне у Ширяевых есть плита, а студента подбирает водитель современного автомобиля.

Эти детали подчёркивает то, что люди совсем не изменились за прошедший век. Они так же не слушаю т друг друга, ведут себя легкомысленно и даже глупо.

Также режиссер осветила тему отношения к Богу в современном обществе. Во время венчания друзья и родственники, пришедшие на этот праздник, вели себя откровенно неподобающе: громко зевали, говорили и кашляли. Для жениха и невесты венчание тоже казалось неважным, например, жених горячо спорил со знакомым, который держал над ним венец. В них не было благоговения перед Богом, как-будто они забыли о нем и не могут вспомнить, даже находясь в церкви. В этом есть некая параллель между отношением к церкви в конце 19 века и сейчас. Режиссер ещё раз нам доказывает, что люди остались прежними, как и сто лет назад: со своими привычками, проблемами и отношением к Богу. Не только сценарий и игра актеров помогают Муратовой донести свою мысль, но и съемка с хорошего ракурса. С помощью правильной композиции, освещения и настроек можно показать событие абсолютно по-разному и вызвать у зрителя сильные эмоции.

Мне понравилась работа оператора. Бытовые сцены показаны интересно для зрителя, несмотря на их кажущуюся простоту. Мне запомнилась сцена обеда в семье, может показаться, что это не нужно и слишком обыденно для фильма, но именно этот эпизод является ключевым для понимания отношений внутри семьи. Несмотря на внешнее благополучие, выражающееся в том, что семья ждет отца, чтобы начать есть, помолиться перед едой и том, что все аккуратно и строго одеты, внутри этой семьи не все в порядке.

Во взаимоотношениях между близкими родственниками нет теплоты, ласки и понимания, которых ждешь от дорогих людей, наоборот, есть некая холодность и отчуждение. Такому пониманию сцены способствуют настройки контраста на картинке фильма. Черный и белый не гармонируют друг с другом, как на обычной черно-белой пленке. Они противопоставлены, контрастны, из-за этого пространство в кадре резко делится на светлую и темную часть. При просмотре создается тревожное и неприятное ощущение. Прием контраста и простоты цвета (малый спектр оттенков) часто используется в фильмах ужасов, чтобы подчеркнуть что-то необычное, немного напугать зрителей и помочь им прочувствовать атмосферу. В фильме у этого приема много значений и объяснений, но в сцене обеда, мне кажется, он показывает, во-первых, хрупкость мира в семье и, во-вторых, разницу внешних и внутренних взаимоотношений.

Также мне понравилось, как поставлен кульминационный момент, когда мать просит у отца денег для сына на одежду. Эта сцена выглядит дико, потому что сопровождается выкриками детей на заднем плане и повторяющейся просьбой матери. Деспот-отец не выдерживает и рвет на себе волосы от раздражения и злости. Эта сцена сложна тем, что один план длится 30 секунд, тогда как обычно они сменяются раз в 4-5 секунд для комфортного просмотра, иначе зритель начинает скучать, но игра актера была настолько интересна и убедительна, что я сначала даже не заметила длительности этого фрагмента.

В этой сцене я увидела «Чеховские мотивы». Люди общаются друг с другом, но не понимают смысл слов, они хотят, чтобы слушали их и не готовы слушать других. Есть в этом бытовом мелком эпизоде мотив бессмысленности жизни, существования. «Зачем вообще быть на свете, если жизнь так ужасна и несчастна, всё бесполезно!», — так безмолвно кричат все люди в маленькой, не бедно, но и не богато обставленной комнате. Мне вспомнился монолог Чебутыкина из пьесы А. П. Чехова «Три сестры»: «В голове пусто, на душе холодно. Может быть, я и не человек, а только делаю вид, что у меня руки и ноги... и голова; может быть, я и не существую вовсе, а только кажется мне, что я хожу, ем, сплю».

Вместе с этим, режиссер показывает нам, как смешно ребенок кивает головой в такт речи отца. Смешнее становится от того, что он еще и спит, когда происходит такое важное событие, как скандал. Это, мне кажется, тоже отсылает нас к Чехову, есть в этом фрагменте презрение к быту, мелочности и глупым перебранкам.

Фильм вызвал у меня совсем разные эмоции: иногда я смеялась, иногда плакала, но чаще всего мне было жалко героев фильма. Думаю, режиссер старалась повторить или даже воссоздать атмосферу произведений Чехова: его героев, их характеры, простой быт и мелкие обстоятельства. Мне кажется, что Муратовой это удалось. За видимой веселостью у героев скрывается экзистенциальная драма, которую они не всегда замечают, но которая всегда находит выход в негативных эмоциях.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском