Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Идейно-художественное своеобразие поэмы «Кому на Руси жить хорошо» (Некрасов Н. А.)

Поэма “Кому на Руси жить хорошо” была заключительной в жизни Николая Некрасова, но завершить её он не сумел: вместе с тем, как закончился ход жизни поэта, оборвалась и она. Так и нерешенные вопросы, поставленные им, легли на плечи современников: кто же всё-таки счастлив на Руси? Какую же идею несла в себе поэма, и какими способами поэт достигал её воплощения?

Сам Некрасов называл своё произведение “эпопеей современной крестьянской жизни”. Его главным замыслом было коснуться всех граней бытия народа, не упустить ни малейшую деталь его жизненного уклада. Некрасов делает обширный срез жизни крестьян в их ключевой исторический момент — период отмены крепостного права. В основе эпопеи лежит путешествие — классический прием для древнерусских произведений.

“На столбовой дороженьке \ Сошлись семь мужиков” и отправились на поиски счастливого — ведь, как в одной всего деревне не найдешь оного, так и не приметишь многогранность русского народа. Чтобы познать его характер, необходимо взглянуть со всех сторон, заглянуть в угол каждой избы — и потому необходимо путешествие.

Ещё одним способом художественной выразительности поэмы является фольклор. Чтобы повествовать о народе, автору необходимо было заговорить его языком. Фольклору свойственна фантастика, но она превалирует только в прологе: это и “...семь филинов”, которые “любуются побоищем/С семи больших дерев” (используется сакральное число “семь”), и говорящая пеночка, которая подарила мужикам волшебную самобранную скатерть. Здесь же был наложен и свойственный сказкам запрет: не спрашивать больше, чем “вынесет утроба”, однако тот так и не был нарушен. Затем сказка, исчезая из повествования, исчезает и из “правды” русской действительности. Песенную форму поэме также придают уменьшительно-ласкательные слова: “сторонушка”, “головушка”, “долюшка” — и сказочные тропы, такие как “красна девица”, “слёзы горькие”, “чужая сторонушка”.

Также, в произведении нет четко выделенного главного героя, а в повествовании есть множество массовых сцен. Даже центральных персонажей — и тех семь, и ничей голос не выделяется. Входя в деревни, они вливаются в крестьянскую жизнь, берутся за вилы, поют их песни — они становятся частью единого великого организма, функционирующего как целое. Готовность народа к единению может иметь как благородный порыв, как в случае помощи Ермилу Гирину, так и отнюдь не: в главе “Пир — на весь мир” Егорку Шутова весь мир осудил бить. Никто не знает, в чем причина, но “Коли всем миром велено: / Бей! — стало есть за что!”.

Для Некрасова, однако же, неважно, каков порыв будет у единения, а важен именно факт такового. Но самым главный вопрос поэт задал следующий: свободен ли народ, будучи освобожден. Этот вопрос тесно сопряжен с самой центральной темой счастья; ведь именно по этой причине мужики не смогли найти счастливого среди крестьян — им оказывается сын дьячка, Гриша, поэт и патриот. Его счастье — в любви к родине. А счастье крестьян же ещё не началось: изменения необходимы не только в общественном строе, но и в душевном; им необходимо стать свободными душой.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.