Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Нужна ли современному человеку «лагерная» проза? (ЕГЭ по литературе)

«Лагерная» проза — это отдельная глава в истории русской литературы. Е` прародительницей можно назвать «каторжную» прозу, отцами которой были Ф. М. Достоевский («Записки мертвого дома») и

А. П. Чехов («Остров Сахалин»). Классиками же «лагерной» прозы заслуженно можно считать Александра Солженицына и Варлама Шаламова.

Отвечая на вопрос, зачем современному человеку читать «лагерную прозу», любой бы непременно отметил историческую значимость текстов. Действительно, до публикации (можно даже сказать «написания») произведений лагерников никто не имел четкой картины происходящего геноцида и истребления человека. Многие не возвращались, а те, кто возвращался, не имел сил, чтобы рассказать о лагере миру.

Писателей в первую очередь интересовал вопрос: кто в лагере при нечеловеческих условиях способен остаться человеком и сохранить свои лучшие моральные качества? Помимо всего прочего, в своих произведениях они решали такие проблемы как: вопрос человека и мира, борьба человека с государственной машиной, борьба внутри себя, проблема палача и палачества.

Возможно ли влиять на свою судьбу, которая, казалось бы, тебе не принадлежит? Возможно ли опереться на что-то еще кроме надежды?

«Лагерная» проза открывает глаза на мир пресытившимся людям. В рассказе «Один день Ивана Денисовича» Солженицын описывает приемы пищи у зэков так, что голод невольно сдавливает желудок, когда глаз пробегает по таким строчкам: «из-за того, что без пайки завтракал и что холодное все съел чувствовал себя Шухов сегодня несытым», «но и каждый рыбий хребтик, плавничок надо прожевать – из них сок высосешь, сок полезный».

Лагерники писали свои произведения собственной же кровью, предаваясь жутким воспоминаниям. Лагерь, по их мнению, не делает человека сильнее и лучше, это исключительно отрицательный опыт. Шаламов писал в своих сочинениях: «Колымские рассказы» — эго судьба мучеников, не бывших, не умевших и не ставших героями. В своем рассказе «На представку» автор растягивает экспозицию, наполняет её разбойным романтизмом, но конец рассказа шокирует несправедливостью и жестокостью, неуважением к человеческой жизни. Гаркунов лишился жизни не на поле боя, не «при нотариусе и враче», а в бараке из-за карточной игры на представку.

В этом же рассказе Шаламов затрагивает проблему культурного разложения. Строки из Есенина на наколке у зэка были искажены, блатные изрезали томик Гюго на карты. Эти детали отражают хамское отношение людей, испорченных лагерной жизнью, к прекрасному.

«Лагерная» проза уникальна тем, что некоторые нравственные вопросы времени просто не могут быть разрешены в другом материале. Вне лагерного контекста эти проблемы — опошление текста. Читатель прощает зэку его животную сущность, проявляющуюся в экстремальных ситуациях. Лагерь — слепок всего самого постыдного в человеке. Человек в клетке — зверь, и лишь такие как баптист Алеша или кавторанг, или даже Шухов способны противостоять этой природе.

Современному человеку трудно полностью проникнуться произведениями Солженицына или Шаламова, «теплый зяблого разве когда поймёт»? Кто-то скажет: «Я бы так никогда не поступил, я бы остался человеком, несмотря на несправедливость жизни!». Но это лишь слова, а на деле в человеке проснутся Севочка, Наумов, Цезарь, Фетюков… Но лагерь реальнее настоящей жизни! Он показывает какова она твоя свобода на самом деле, что свободен ты во сне и ещё пару минут, что сильный властвует над слабым, что никого не волнует, ждет ли тебя жена, и будет ли она убиваться горем, когда узнает, что тебя убили за карточной игрой… И в этом ценность «лагерной прозы» для тех, кто воспринимает репрессии, как нечто давно исчезнувшее.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.