|
Сказка, рассказанная Емельяном Пугачёвым Гринёву, и её значение в идейном звучании «Капитанская дочка» (ЕГЭ по литературе)Многие писатели русской литературы обращались в своих произведениях к сказкам (Н. В. Гоголь, М. Е. Салтыков–Щедрин, Н. С. Лесков и др.), в том числе и А. С. Пушкин, например, в «Капитанской дочке». Прежде чем перейти к анализу сказки в этом произведении, вспомним значение слова «сказка». Сказка в первую очередь подразумевает под собой фольклорное начало, связь с народом, единство с ним. Это приближает героя, который ее рассказывает, к народу. Во–вторых сказка имеет простой, понятный язык, в котором часто употребляется аллегория, т. е. с помощью животных или неживых предметов обозначаются какие-то черты характера героя, проступают люди или типы людей. Вспомним сказку в «Капитанской дочке». Емельян Пугачёв рассказывает Гринёву о вороне и орле, которому стало интересно, почему ворон так долго живет. Суть состояла в том, что ворон питался падалью в отличие от орла. Орел тоже попробовал, но ему не понравилось, и он сказал: «Чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью». Для того чтобы понять как А. С. Пушкину удается создать образ Емельяна Пугачева с помощью сказки, разберемся кто такой Пугачев. Это человек из народа. Его речь насыщена народными элементами: пословицами, поговорками, загадками. В данном случае сказка, как один из фольклорных элементов, дополняет этот образ Пугачева, наделенного житейским опытом, использующего народную мудрость в своих целях, подтверждает ею идею о том, что лихой казак пытается захватить власть. Пугачёв не высказывает свою идею напрямую, её нам помогает понять сказка. Она заключается в том, что Пугачёв не хочет влачить жалкое существование, как ворон, который питается чем-то мелким. Он чувствует себя орлом, который хочет хоть раз в жизни пожить красиво. Таким образом, он оправдывает свой бунт. Несложно заметить, что А. С. Пушкин часто обращался к сказкам. У него даже есть целый цикл сказок, знакомых нам с детства. С помощью сказки А. Пушкин пытается создать художественные образы, которые соотносятся с нашей жизнью, с жизнью автора, выдвигают его идеи. С помощью данной сказки противопоставляются Гринёв и Пугачёв. Важную роль играет происхождение обоих. Если Гринёв — это дворянин, то Пугачёв — выходец из народа. Если первому не свойственна фольклорная составляющая, то второму она присуща. Пугачев общается непосредственно с народом, народ его приветствует и соответственно он разговаривает на языке понятному и доступному народу. Гринёв, как русский человек, как человек знакомый со сказками, воспринимает эту сказку и в какой-то момент понимает основную идею Пугачёва. Внутреннее противоречие Пугачева показано с помощью антитезы. Орёл — живое, ищущее «горячей» жизни и ворон — довольствующийся медленной скучной жизнью, питающийся падалью. Сам Пугачев соотносит себя с орлом. Он не желает жить мелкими делами, он зачинщик бунта, объявил себя погибшим царем Петром III. Он восстал против императрицы. Разберемся в том, что символизируют ворон и орел. Ворон — зло, несет смерть, питается падалью. Орел же изображен на гербе российского государства, символ царских особ. Кроме того, орел пьет горячую кровь. Орел в данном случае соотносится с Пугачевым в образе царя. Здесь можно увидеть аллегорию на двух людей с противоположными взглядами на жизнь. Пугачев открыто никогда не разъяснял свою идею Гринёву. Когда они вместе поехали в Белогорскую крепость вызволять Марью Ивановну между ними происходит доверительная беседа, в которой каждый пытается доказать свою правду. Приведенная сказка доказывает правоту Пугачева. Он лихой казак, он побывал в тюрьме, он беглый каторжник, Пугачев знаком с народом, хорошо знает казачество, хорошо знает местность приуральских территорий. Сказка дополняет идею Пугачёва. Орел как символ самодержавия, у народа орел вызывает больше симпатии, чем ворон-падальщик. Для Гринева такая жизнь, такая сказка не уместна. Он следует своей клятве и присяге. После сказки Гринёв начинает испытывать доверие к Пугачеву, с одной стороны он даже его жалеет, потому что он живет не по правилам, а идет против них, что для Гринёва является не допустимым. Надо отметить, что Гринёв был на казне Пугачева и во время допроса, когда комиссия пыталась выявить следы связи Гринёва с Пугачёвым, О Пугачеве он ни сказал ни одного плохого слова. Гринёв увидел в фольклорном понимании, в символизме и аллегории человека, которого можно понять, простить, что и делает Гринёв. С одной стороны он, как офицер, должен ненавидеть бунтовщика, а с другой стороны он испытывает к нему тёплые чувства. Возможно, они могли бы стать хорошими друзьями. Только друг может прийти в беду, такую, как казнь, только дуг может присутствовать, поддерживать в это время. Таким образом, мы выяснили идейное звучание сказки в романе «Капитанская дочка». Обновлено: Опубликовал(а): KFyf Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|