Анализ Русский фольклор древнейшие сказки и сказы Краткое содержание - Детские народные сказки
Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

регистрация | забыли пароль?


  вход
логин:
пароль:
Запомнить?














-->
ПОИСК:
У нас более 4300 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!

Русский фольклор древнейшие сказки и сказы (Детские народные сказки)

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Назад || Далее

А вот со сказками дело обстоит иначе. Сказок у русского народа всегда было очень много. Много их и сегодня. И рассказчиков можно встретить гораздо чаще, чем былинщиков.

Древнейшие сказки — волшебные, с чудесными превращениями, поразительными событиями и необыкновенными приключениями героев. Кто придумал, кто вложил в старую сказку образы ковра-самолёта, меча-самосека, сапог-скороходов, молодильных яблок и других чудесных предметов, помогающих сказочным героям жить и бороться за счастье и удачу? Вы помните —- в волшебных сказках люди летают по воздуху, спускаются под воду и в глубь земли, быстро преодолевают огромные расстояния, находят чудодейственные лечебные травы и цветы.

Всё это были древние мечты человека о том, как покорить природу, заставить её служить ему, как использовать её тайны для народного блага. И сегодня, мы знаем, многие из этих «чудес» осуществились: человеческий ум и труд превратили в быль то, что недавно казалось невозможным.

А позднее стали постепенно складываться и другие сказки: о злых и жестоких правителях, несправедливых господах и начальниках, мешавших жить и работать трудовому люду. Всю эту несправедливость, всю свою ненависть к угнетателям народ раскрывал во многих острых, злых и насмешливых сказках. Немало складывалось и юмористических сказок и анекдотов о ленивых, вороватых, жадных и глупых людях, рядом с которыми в сказках жили умные, добрые, честные Иванушки, Алёнушки, Василисы и другие простые и чистые сердцем русские люди. Из бытовых сказок встают целые картины старой русской народной жизни. Мастеров-сказочников в деревнях и сегодня нередко с увлечением слушают не только ребята, но и взрослые.

Из моих путешествий особенно запомнилась мне одна поездка за сказками по Терскому берегу Белого моря (это южный берег Кольского полуострова). Там в деревне Умба я встретилась с замечательной рассказчицей — бабушкой Домной Емельяновной.

Приехали мы в эту деревню поздним зимним вечером. Был конец декабря, морозило; тонконогие олени быстро неслись по снеговому бездорожью у самой кромки застывшего моря, но всё-таки мы успели порядком продрогнуть, пока добрались до деревни. Мой возница, вихрастый местный паренёк Егорка, доставил меня в дом своих родственников.

- Коли за сказками — так это к бабушке Домне надо, — серьёзно пояснил он мне, когда узнал, для чего я езжу по северным деревням.

Нас встретили приветливо и гостеприимно. Изба была огромная, тёплая, семья большая: у бабушки с дедушкой были и дети, и внуки, и племянники, и зятья, и невестки. Все сидели вокруг стола за ужином, к которому, конечно, немедленно были приглашены и мы с Егоркой. А когда настало время ложиться спать, все разместились — кто на печке, кто на лавках, кто просто на полу на оленьих шкурах — и приготовились слушать бабушку Домну: во многих деревнях на севере существует обычай — рассказывать по вечерам сказки, пока вся изба не заснёт. Бабушка, очень довольная, что появились новые слушатели и ценители её искусства, свесила голову с печки, откашлялась и, подумав, сказала:

- Расскажу вам нонь сказку про царевича Нехитёра-Немудёра.

И полилась плавная, мерная старушечья речь. Бабушка рассказывала долго: после царевича Нехитёра-Немудёра вспомнила она сказку про еловые шишки, а потом про глупую барыню. Переходя от сказки к сказке, бабушка связывала их занятными прибаутками и приговорками, которые ещё больше потешали слушателей. И все дни, которые я провела потом в этой деревне, я слушала и записывала бабушкины сказки, присловья, пословицы, загадки. Часть их теперь и вы узнаете из этой книжки.

Да и не только в Беломорье, во множестве других мест, где нам приходилось бывать, мы видели, как любит и ценит народ своих мастеров-сказочников, с каким вниманием слушает их сказки, как радуется, что их записывают и что они потом прозвучат по радио или будут напечатаны в книгах. В некоторых районах к сказкам примыкали народные сказы — опоэтизированные воспоминания о прошлом, об исторических личностях, давно ушедших из жизни: так на Южном Урале мы записывали сказы и легенды о Пугачёве, в деревнях Поволжья — о Степане Разине, на берегах Ладожского озера — о Петре I. Отходя всё дальше и дальше в прошлое, эти сказы иногда переплетались с образами волшебных и бытовых сказок и сами как бы становились сказками.

Так же правдиво, как бытовая сказка, отражала прежний русский быт и народная лирическая песня — особенно та протяжная, задумчивая, которую народ называет «долгой», или «проголосной». Медленная по напеву, по ритму стиха, очень красивая по своим образам и художественным сравнениям, она словно плакала о тяжёлой крестьянской судьбе прошлых времён, о старом крестьянском семейном укладе, оплакивала горести и тяготы солдатской службы в царское время. Эти песни певали женщины, но было немало и мужчин среднего и пожилого возраста, которых мы слушали по деревням в самых разных концах нашей страны. Хорошо запомнился нам чудесный певец Иван Николаевич Бутаков с реки Мезени. Это был певец-поэт: он не только прекрасно передавал то, что когда-то усвоил от других исполнителей, но и сам от себя вводил в песню новые подробности — описания природы, бытовые детали и т. п. Песню, как и сказку, знают и любят повсюду. Нам приходилось встречать целые семейные «гнёзда», где старуха бабушка учила песням свою дочь, а та, в свою очередь — своих дочерей, и старые песни, бережно хранимые в семье, спасались от забвения; нередко к семейному хору по вечерам примыкали и соседки, приходившие с рукоделием «на огонёк» в ту или иную избу. Такой обычай мы наблюдали на Волге, в деревнях на Урале и в ряде других мест. Конечно, наряду с «протяжными» у народа всегда были и песни весёлые, плясовые, под которые старая деревня веселилась на праздниках. Были и красивые величания, которыми славили после жатвы и под Новый год труженика-земледельца или молодожёнов на свадьбах; были и древние календарные песенки, которыми когда-то, столетия тому назад, крестьяне встречали весну, провожали лето, призывали на поля дождь или благодарили природу за щедрый урожай. Эти календарные припевки во многих деревнях пелись ещё и в начале XX века; в наши дни часть из них стала игровыми детскими песенками.

Источники:

  • На Буяне, славном острове. Сборник русского фольклора. 2-е издание. Составила и обработала Н. Колпакова. Послесловие Н. Колпаковой. Рисунки Б. Калаушина. Л., «Дет. лит.», 1978.
  • Аннотация: В сборнике — произведения русского фольклора самых различных жанров: от былин до частушек. Их записала и обработала для детей Н. П. Колпакова.

Обновлено:
Опубликовал(а): Nikotin

  

Назад || Далее
.
Полезный материал по теме

И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском

регистрация | забыли пароль?


  вход
логин:
пароль:
Запомнить?



Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.

Copyright © 2011-2017 «Критическая Литература»


Яндекс.Метрика Система Orphus Скачать приложение