Анализ Русские былины о богатырях Краткое содержание - Детские народные сказки
Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

регистрация | забыли пароль?


  вход
логин:
пароль:
Запомнить?









-->
ПОИСК:
У нас более 4300 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!

Русские былины о богатырях (Детские народные сказки)

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Назад || Далее

Былины сегодня найти нелегко: былинщиков мало, живут они главным образом в древних селениях русского северного края, где текут реки Пинега, Мезень, Печора и их притоки. Именно там у нас и произошло несколько незабываемых встреч со стариками сказителями.

Кто у вас лучше всех старины знает? — допытывались мы у местных жителей в одной из деревень, спрятанной в дремучих лесах на реке Печоре.

- Да что, — дружелюбно отвечали нам, — лучше дедки Носова никто не споёт. Только дома его нет сейчас.

Уехал.

- Куда уехал? Далеко?

- А кто ж его знает! Верно, на промысел отправился. Вам его в лесах-то наших не найти. . . Да вы не ревите, — утешали нас добродушные печорцы, — на будущий год приезжайте, дедко-то ещё жив будет! У нас народ долго живёт, а дедке-то всего семьдесят восьмой год пошёл. . .

Огорчённые, раздосадованные отправились мы в следующий намеченный пункт работы. Пробираться пришлось под дождём, пешком по диким лесным тропам. И на одном из поворотов такой тропы мы неожиданно столкнулись с невысоким весёлым старичком в большой мохнатой шапке и меховых рукавицах (вечера на Печоре даже летом нежаркие!).

- Куда собрались, дорожные люди? — приветливо спрашивает старичок, мигом узнав в нас приезжих. Мы рассказываем ему о нашем огорчении.

- Ишь ты! Да ведь я дедка Носов и есть, — невозмутимо отзывается дед. Мы хватаем его за обе руки.

- Дедушка! Да ведь мы вас повсюду ищем! Вы, говорят, старины знаете. Мы вас записывать будем!

- Ну, пиши, — охотно соглашается дед и тут же, усевшись на мокрую кочку, с воодушевлением запевает:

Уж как ездил Добрыня да по чисту полю. . .

Он завидел, Добрыня, да там шатёр стоит. . .

Дождь льёт, трава мокрёхонька, но мы ничего не замечаем. Не замечает и дед. Увлёкшись пением, он переходит от одной былины к другой, от другой к третьей. Это — настоящий редкостный мастер. Мы вне себя от восторга. Вот повезло!

- Всё от своего деда перенял, — поясняет нам старик, — он-то ещё боле моего знал, да вот беда — помер. . . Он бы вам напел!

Нескоро расстались мы тогда с дедушкой Носовым и потом долго, долго вспомиг нали его.

Другая встреча была в деревне Абрамовской близ огромного, древнего селения Усть-Цыльмы там же, на Печоре.Туда мы приплыли на лодке ночью, в три часа. Но, несмотря на такой поздний час, деревня чуть не вся поднялась нам навстречу.

- С Ленинграду люди?! Старины списывать?! Ой, голубчики, как это вы ладно надумали! Поют у нас, поют, как не петь! Это надо первым делом Чупрова Еремея Провыча просить, уж он вам напоёт!

Но просить не пришлось: Еремей Провыч, знаменитый на всю округу былинщик, сам пригласил нас к себе в избу, и едва успели мы приготовить к записи нашу аппаратуру, уселся за стол и запел.

Он пел, а десятки соседей, стоя в избе, на крыльце и под окнами, затаив дыхание, слушали его. Он же, увлёкшись, никого и ничего не замечал вокруг себя. Он пел так, словно видел перед собой и Илью, и Добрыню, и других богатырей; словно они были тут же, в его избе, и он беседовал с ними. И ему, и всем его соседям утром надо было на работу; но никто об этом не думал. До семи часов утра пел нам Еремей Провыч свои «старины», и до семи часов утра никто не отошёл от избы.

Мало кто умеет в наши дни петь былины так, как их пели старики прежде: медленно, плавно, величаво, выдерживая старинный напев. Еремей Чупров, дедушка Носов, их соседи — деды-печорцы из других деревень — это умели. Но в наши дни иногда бывает, что былину рассказывают, как сказку.

За последние 500—600 лет новые былины о легендарных богатырях в народе не создавались, и нынче фольклористы считают за большую удачу, если им удаётся где-нибудь услышать и записать от старика былинщика то, что он когда-то (иногда — в далёком детстве) слышал от своих дедов и прадедов.

Источники:

  • На Буяне, славном острове. Сборник русского фольклора. 2-е издание. Составила и обработала Н. Колпакова. Послесловие Н. Колпаковой. Рисунки Б. Калаушина. Л., «Дет. лит.», 1978.
  • Аннотация: В сборнике — произведения русского фольклора самых различных жанров: от былин до частушек. Их записала и обработала для детей Н. П. Колпакова.

Обновлено:
Опубликовал(а): Nikotin
Назад || Далее
.

Полезный материал по теме

И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском

регистрация | забыли пароль?


  вход
логин:
пароль:
Запомнить?



Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.

Copyright © 2011-2017 «Критическая Литература»


Яндекс.Метрика Система Orphus Скачать приложение