Анализ Докучные, шуточные, веселые русские сказки Краткое содержание - Детские народные сказки
Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

регистрация | забыли пароль?


  вход
логин:
пароль:
Запомнить?




ПОИСК:
У нас более 4300 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!


регистрация | забыли пароль?


  вход
логин:
пароль:
Запомнить?


Докучные, шуточные, веселые русские сказки (Детские народные сказки)

Рекомендуем также
Назад || Далее

После того, как мы познакомились со сказками о животных, волшебными и социально-бытовыми сказками, необходимо вспомнить еще об одном их виде. Речь пойдет о докучных сказках. Это шуточные, веселые сказки. Создавались они для того, чтобы отбиться от слишком уж настойчивых любителей сказок, досаждавших исполнителям бесконечными просьбами рассказать сказки. Среди таких любителей были и взрослые, и дети.

В часы отдыха время летит незаметно, хочется услышать побольше сказок, а сказочник устал, видит, что и слушатели устали... И вот он начинает новый рассказ. По первым словам мы без труда узнаем волшебную сказку: „Жил-был царь, у царя был двор..." — „Ах, — думаем мы, — как хорошо: еще одна интересная сказка!" Но неожиданно сказочник торопливо и вместе с тем весело заканчивает: „На дворе был кол, на колу мочало; не начать ли сказку с начала?"

Что за диво! Неужели сказка закончилась? Недоумение тут же замечает сказочник.

„Ладно уж, расскажу сказку, — говорит он. — Только какую? Про журавля и овцу не хотите ль?" Конечно, хотим! И опять он начинает серьезно: „Так вот, вокруг польца ходили журавль да овца, съели они стожок сенца..." Рассказчик замолкает, и по глазам его сразу же видно, что опять он подстроил какой-то подвох... Неужели снова сказки не будет? И он, посмеиваясь, действительно спрашивает: „Не сказать ли с конца?" То есть то, что он только что произнес, еще раз с начала, то есть с другого от этого конца того конца... Фу ты! Очень трудно разобраться, о каком конце речь идет! „Расскажи," — соглашаемся мы. „Хорошо, — говорит он. — Слушайте:

Вокруг польца Ходили журавль да овца, Съели они стожок сенца — Не сказать ли с конца?"

„Нет уж, не попадемся!" — думаем мы и вслух: „Нет-нет, другую!" — Другую, так другую! Слушайте. В одном болоте жила-была лягушка, по имени, по отчеству квакушка; вздумала лягушка вспрыгнуть на мост, присела да и завязила в тину хвост! Дергала, дергала, дергала, дергала—выдернула хвост, да завязила нос; дергала, дергала, дергала, дергала — выдернула нос, да завязила хвост; дергала, дергала, дергала, дергала — выдернула хвост, да завязила нос..." Ну, как испорченная пластинка! „Что же дальше?" — „А дальше то же: дергала, дергала, дергала, дергала — выдернула нос, да завязила хвост..." „Хватит, хватит! — кричим. — Настоящую сказку расскажи!" — „Ну, хорошо. Если уж очень хотите, расскажу..."

И действительно: самая-пресамая настоящая, с чудесами и страшными подробностями началась сказка: „Жил-был один мудрец; и вздумал он из человеческих костей построить через океан-море мост. Собирал он кости не год, не два, а целых сорок лет, и опустил их, чтоб стали мягкие, мокнуть в воду..." Вот это да! Но рассказчик замолчал, и как всегда — на самом интересном месте. Может, чтобы дух перевести? Но молчание затягивается. Он молчит, и мы молчим. Наконец, терпение лопается: „А дальше-то что?" А он: « „Так ведь кости еще не размокли!"

Ну как тут обидиться на сказочника! Смеемся вместе с ним над собой.

Иногда же такими сказками нарочно поддевали слишком уж доверчивых любителей послушать фантастические рассказы о приключениях животных, чудовищ, людей. Обращались: „А рассказать тебе сказку про белого бычка?" — „Расскажи". — „Ты расскажи, я расскажи; да рассказать тебе сказку про белого бычка?" - „Да расскажи же!" — „Ты расскажи, да я расскажи, да что у нас будет, да до каких пор это будет! Рассказать ли тебе сказку про белого бычка?" И так далее, пока обиженный почитатель сказок не догадается, что его разыгрывают, над ним подсмеиваются.

Вот что такое докучные сказки... От слова „докучать": слушатели докучали сказочнику, сказочник — слушателям. И ведь несмотря на докуку — какие интересные!

Так кто же их создал — эти сказки: и о животных, и волшебные, и социально-бытовые, и, наконец, докучные? Вопрос этот и простой и сложный.

Источники:

  • Круглов Ю.Г. Русские народные сказки: Кн. для самост. чтения. 4 — 6 кл. Сост., автор предисл., примеч., словаря Ю. Г. Круглов. — М.: Просвещение, 1983. - 320 с, ил. — (Школ. б-ка).
  • Аннотация: Сборник содержит сто наиболее известных народных сказок. Сказки отобраны и адаптированы с учетом возрастных особенностей учащихся 4—6 классов.

Обновлено:
Опубликовал(а): Nikotin
Назад || Далее
.   

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.


Полезный материал по теме

И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском


Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.

Copyright © 2011-2016 «Критическая Литература»


Яндекс.Метрика Система Orphus Скачать приложение