Анализ Смысл сказок фольклор Краткое содержание - Детские народные сказки
Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

регистрация | забыли пароль?


  вход
логин:
пароль:
Запомнить?









-->
ПОИСК:
У нас более 4300 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!

Смысл сказок фольклор (Детские народные сказки)

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Назад || Далее

Беспредельная воля воображению дана в сказках. Они полны чудес, в особенности — волшебные сказки. Неведомо откуда появляется скатерть, не простая — самобранка: в один миг соберет обед, только пожелай! В глухую полночь на калиновом мосту бьется со змеем о двенадцати головах Иван — крестьянский сын и широкими потоками течет ганая змеиная кровь. Разматывается клубок, катится и ведет девицу по незнакомым дороем в далекое царство, куда улетел ее жених Финист — ясный сокол.

Из страны царя Далмата скачет на сером волке Иван-царевич с невестой Еленой Прекрасйбщ Иванушка поднимает в поле светлое перо Жар-птицы, а потом ловит и саму птицу. Летит ворон, в клюве у него живая вода; убитый герой, обрызганный этой водой, встает и, протирая глаза, говорит: «Крепко же я спал!» Смерть злого Кощея — в яйце, а яйцо — в утке, а утка — в зайце, а заяц — в сундуке, на дубу, а дуб — на острове, а остров — в окияне-море. Лягушка сбрасывает кожу и становится царевной; царевна пляшет, взмахнула рукавом — сделалось озеро, взмахнула другим — поплыли по озеру белые лебеди. Топор сам рубит лес, а при звуках дудки появляется храброе войско, готовое броситься в бой по первому приказу. Братец Иванушка напился из лужицы в жаркий день — и сделался козленочком. Ударила ведьма княгиню по плечу — и превратилась княгиня в белую уточку. Влезла Хаврошечка в коровье ушко — и из замарашки стала красавицей. Что ни сказка, то новое чудо.

Для чего чудеса в сказках? Творцы сказок жили трудно: пахали пашню, сеяли, боронили, жали, молотили, рубили лес, пряли и ткали, ловили рыбу, били зверей, надеялись на лучшую долю. И в сказках люди думали о том же. Выдумка внушала уверенность в победе над силами, враждебными человеку. Сказки не знают непоправимых бед и несчастий. Сказки учили быть твердым в бедах, советовали не мириться со злом, боролись с ним.

Другой смысл у сказок о животных. Их герои — звери и птицы, но как они похожи на людей! Увидела лиса тетерева на дереве, подошла к нему, говорит: «Терентьюшко-батюшко, приехала я из города — слышала указ: тетеревам не летать по деревам, а ходить по земле». Хитрость лисы вошла в пословицы. Лисой мы называем человека корыстного, расчетливого, изворотливого. Сказки хотя и говорят о зверях и птицах, но имеют в виду людей. Как и волшебные сказки, сказки о животных помогают верно понимать жизнь, людские нравы.

Еще больше правды в бытовых сказках. Это настоящая сатира — насмешка над барином, попом, купцом, самим царем. В бытовых сказках бескорыстие берет верх над жадностью, настоящая честь — над спесью, смекалка и ум — над глупостью. Из всех героев бытовых сказок интереснее иронический удачник Иванушка-дурачок. Вокруг него люди жадничают, обманывают друг друга, хитрят, тешат свое самолюбие, хотят нажить богатство, а Иван лежит себе на печи и бывает рад немногому — красной рубахе, гороху, доброму слову. И вот счастье приходит именно к нему, а не к тем, кто тянул руки к богатству, желал себе высокого чина. Дурачок женится на красавице царевне, сам становится писаным красавцем. Смысл таких сказок в осуждении мира, где царят жадность, нажива и корысть. Веселый смех народа выставляет на позор человеческие пороки. Презираемый всеми простодушный дурачок среди «разумных» — едва ли не единственное разумное существо. Веселая ироническая шутка перемежается с серьезными оценками людских дел. Недаром эти сказки были так любимы А. С. Пушкиным, П. П. Ершовым, М. Е. Салтыковым-Щедриным, Л. Н. Толстым и А. М. Горьким.

Источники:

  • В. Аникин Живая вода. Сборник русских народных песен, сказок, пословиц, загадок. Изд. 2-е. Сост., вступит, ст. и примеч. В. П. Аникина. Оформл. Л. Зусмана. М., «Дет. лит.», 1977. 367 с.

    Аннотация: Этот сборник — антология русского устного народного творчества. В него входят сказки, былины, песни, пословицы, поговорки, загадки и другие фольклорные произведения.

Обновлено:
Опубликовал(а): Nikotin

  

Назад || Далее
.
Полезный материал по теме

И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском

регистрация | забыли пароль?


  вход
логин:
пароль:
Запомнить?



Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.

Copyright © 2011-2017 «Критическая Литература»


Яндекс.Метрика Система Orphus Скачать приложение