Краткая Биография Туве Янссон. Муми-тролль
Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

регистрация | забыли пароль?


  вход
логин:
пароль:
Запомнить?









-->
ПОИСК:
У нас более 4300 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!

Биография Туве Янссон. Муми-тролль

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Назад || Далее

Современные детские писатели очень серьезно относятся к своей миссии и четко определяют свою задачу: «Тот, кто пишет для детей, пишет для самой открытой, самой широкой, самой любознательной, самой не доктринерской части человечества. Но он пишет одновременно — и в этом особая привлекательность — для взрослых завтрашнего дня». Так говорит знаменитый детский писатель ФРГ Джеймс Крюс, награжденный международной золотой медалью Ханса Кристиана Андерсена. Ему же принадлежит и такая мудрая мысль: «Детского писателя отличает от других современных писателей одно свойство.

В общем и целом он выруливает на гармонию мира. В кажущееся безнадежным время он сохраняет мужество надеяться. В каждом писателе для детей сидит неодолимая, неистребимая Пеппи Длинный чулок, сама жизнерадостность— «Ура, живем!» Может быть, этим и объясняется мировой успех этого образа». Многие светлые, оптимистические таланты находят для себя выход в сказке для детей, обращенной и к взрослым.

Одна из тех, кто «сохраняет мужество надеяться»,— Туве Янсон, финская художница и сказочница, пишущая на шведском языке и создавшая целый прекрасный мир — Долину Муми-троллей (Муми-дол), в которой стоит гостеприимный голубой дом.

Туве Марика Янссон родилась в Хельсинки в 1914 году. Отец ее — финский скульптор, мать — художница, приехавшая в Финляндию из Швеции. Источник творчества Туве Янссон — в ее детстве. Творческая атмосфера в семье, чуждой мещанства, немного безалаберная, зато доброжелательная, веселая, гостеприимная; отец и мать, которых девочка всегда видела увлеченными работой; финский ландшафт — побережье, шхеры и фьорды, море, вечно меняющее свой цвет; высокое небо с восходами и закатами; волшебный мир сказок любимого писателя Андерсена... Маленькая Туве и ее братья рисовали и фантазировали, наряжались в самодельные маскарадные костюмы, разыгрывали придуманные сценки, отправлялись с родителями на далекие морские прогулки, переживали настоящие и воображаемые приключения. В девочке рано пробудилась поэтическая, художественно одаренная натура, Сначала казалось, что главный талант Туве — рисование. Став лой, она работает как художница, рисует, иллюстрирует книжки. Вскоре после окончания войны, в 1946 году, выходит из печати ее книжка «Муми-тролль и комета» — одна из первых в большой серии сказок о Муми-троллях и их друзьях, населяющих прекрасную Долину, пейзаж которой во всем напоминает картины природы, еще в детстве поразившие воображение писательницы. Фантастические герои этой книжки—Муми-тролль, похожий на вставшего на задние лапы беленького бегемотика, его папа и мама, светло-зеленая пушистенькая фрекен Снорк с челкой и ее брат Снорк, так же как и она меняющий цвета в зависимости от настроения, Снусмумрик с трубкой или с губной гармошкой и в старой шляпе, с лицом с картинки, нарисованной ребенком, Снифф — вроде крысенка, Хемуль в платье с оборками, заменяющем мантию ученого,— все они похожи, судя по рисункам самой писательницы, на таинственных маленьких зверей, на ожившие игрушки, на фигурки в детских рисунках. Ведь и ребенок, играя, объединяет в воображении самые разные вещи, живое и неживое, в единый мир игры-сказки. Но отношения между этими сказочными персонажами — между детьми и их родителями, между друзьями, между знакомыми и незнакомы-, ми — и происшествия, которые с ними случаются, во всем напоминают жизнь людей. Хотя события и герои в повестях Туве Янсон таинственны и фантастичны, мы иной раз узнаем вдруг себя и своих близких в ее маленьких шуточных портретах. Больше того, мы узнаем здесь детскую карикатуру на современное «взрослое общество» с его корыстной моралью, непонятной героям Туве Янссон. Да, у всех у них есть и свои слабости. Дядя Ондатр слишком много «философствует», фрекен Снорк слишком любит танцевать и навешивать на себя всякие украшения, впрочем, ей все равно, из чего они — из голубых перышек или из жемчуга, а малыш Снифф — и вовсе «жадина», хотя и не видит большой разницы между такими ценными находками, как гора золота и пробковый пояс. Однако дело не в слабостях. Главное — та удивительная атмосфера, которая царит в доме Муми-троллей ив их Долине.

Здесь с распростертыми объятиями примут любого, кто бы ни пришел, усадят за стол, уложат спать, оставят жить «насовсем». «Муми-папа и Муми-мама лишь ставили новые кровати да расширяли обеденный стол».

Читатели встретятся с жителями Муми-дола не только в сказках «Муми-тролль и комета», «Шляпа Волшебника» и «Волшебная зима», вошедших в этот сборник, но и в сказках «Мемуары Муми-папы» и «Опасное лето», недавно переведенных на русский язык. Эти же герои участвуют и в других детских книжках Туве Янссон. В 1968 году Туве Янссон пишет автобиографическую книгу «Дочь скульптора». Есть у нее еще ряд произведений для взрослых («Летняя книга», «Честный обман», «Каменистое поле» и др.). Но в основном творчество ее посвящено детям. В 1966 году ей была присуждена самая почетная премия за детскую книгу — медаль Ханса Кристиана Андерсена.

Туве Янссон прекрасно понимает психологию ребенка. «Мир детей — это пейзаж, нарисованный яркими красками, где добро и зло неотделимы друг от друга,— говорит она.— В этом мире есть место для всего и нет невозможного. Неразумное перемешивается с ясным и логичным. Ребенок может с радостью воспринимать страх и одиночество, всю захватывающую атмосферу ужаса, но он чувствует себя одиноким и покинутым, если нет утешения, нет спасения и нет возврата назад». И далее: «Безопасность может заключаться в знакомых и повторяющихся вещах. Вечерний чай на веранде, отец, который заводит стенные часы,— это то, что неизменно. Отец всегда будет заводить часы, и поэтому мир не может быть разрушен».

Писательница не скрывает от детей опасностей, грозящих человеку и всему человечеству. Недаром она говорит с ними о «комете», которая, столкнувшись с Землей, может уничтожить все живое. Этой угрозе она противопоставляет добрую волю людей. Герои Туве Янссон спасены от кометы, потому что в гроте, где они собрались, царит добрый мир. Так в конкретных, но в то же время обобщающих сценах и образах доводит писательница до своего читателя глубокую мысль о взаимосвязи между миром всех людей друг с другом и миром на земле. В фантастической форме детской сказки она говорит о самых серьезных проблемах нашего времени.

Очень важно понять, как «поворачивает» Туве Янссон в своих книгах тему «богатства». О нем как будто немало говорят и мечтают ее герои, а особенно Снифф. Но все эти жемчуга, спрятанные в гроте, драгоценные камни, которые сторожит в расщелине злое красноглазое чудовище, золото, которое выгребает Снорк и «Король рубинов» в огромном чемодане малюсеньких Тофслы и Вифслы, как мы всякий раз убеждаемся, не воспринимаются ими как ценности, имеющие продажную цену. Такого понятия нет у нормальных детей, нет его и у героев Туве Янссон. Для них это красивые игрушки. И писательница не упускает случая в юмористической форме дать понять это читателю. «Интересно, что вы намерены предпринять с золотом Снорка?» «Обложим цветочные грядки, пусть служит украшением,— сказала Муми-мама.— Разумеется я, только куски покрупнее, мелочь совсем не имеет вида». Когда Хемулю предлагают начать коллекционировать драгоценности, он только и отвечает, что «Тьфу!». А из прекрасных находок, среди которых и башмак без каблука, и гора золота, и рогожа, «самым драгоценным достоянием» для семьи Муми-троллей и их друзей оказался стеклянный шар, в котором, если его потрясти, вихрем крутились снежинки и опадали на домик с окнами из посеребренной бумаги. В. этом смысле добрый и бескорыстный мир Муми-троллей противостоит алчной и равнодушной, «холодной» Морре, с глазами без выражения, от одного присутствия которой замерзает земля. В Муми-доле уважают каждого, со всеми его особенностями и привычками. Муми-мама волнуется, боясь не угадать, что захотят на сладкое ее новые гости в день своего рождения и «сколько подушек им надо под голову». Ведь все эти существа такие разные. Снорк любит устраивать собрания и быть на них «председателем и секретарем», Хемуль, педантичный ученый-коллекционер, как и все хемули, мало что замечает, кроме своих марок и растений, Ондатр философствует и не видит, что другим иной раз приходится за ним ухаживать, Снусмумрик — вольная птица, он не отягощает свою жизнь вещами, но дух бродяжничества уводит его от друзей — у всех здесь свои достоинства и свои недостатки. Однако это не мешает им жить дружно и весело: всех их объединяет атмосфера доброжелательности, терпимости, доброты и любви. Они живут без раздоров. Опасность грозит им не от внутренней распри, а извне. Но и такой опасности противостоит их волшебный союз. Здесь всем всегда помогают и никого не бросают в беде.

Книги Туве Янссон не только лирические фантазии — в определенном смысле они и реалистичны. Тролли в скандинавском фольклоре — фантастические существа, обычно враждебные человеку. Но Муми-тролли — дело другое. Муми-тролли — фантастические существа, ведущие вполне человеческий образ жизни. Впрочем, фантастика тут не только в их внешности — она и в одной маленькой поправке образ жизни у них человеческий, но более человечный.

Среди современных сказок немало таких «обыкновенных историй». Реальные трудности и противоречия в них отнюдь не скрываются и не замазываются, а просто иногда разрешаются чуть-чуть более счастливо, чем это бывает на самом деле. Однако чудо обыкновенной жизни, которое они воспевают, может состояться лишь при одном условии: каждый имеет право быть самим собой, но никто не имеет права думать только о себе. Это полные юмора, оптимистичные книги. Их сказочная мечта — мечта о реализации в повседневной жизни самых лучших возможностей, заложенных в человеке. Они вселяют надежду и воспитывают чувства. Вот такую «веселую историю» и «выдумывает» норвежский поэт Турбьёрн Эгнер про добрейший город Кардамон, где «человечное отношение» горожан и начальства заставило «стать людьми» даже трех ужасных разбойников — Каспера, Еспера и Юнатана.

Источники:

  • Хопп С, Экхольм Я., Эгнер Т., Янссон Т. Сказочные повести скандинавских писателей: Пер. с норвежек, и шведск. / Вступ. ст. А. И. Исаевой; Ил. Б. А. Диодорова, Т. Янссон.—М.: Правда, 1987.—592 с, ил.

  • Аннотация:

    В издание включены сказочные повести Синкен Хопп «Волшебный мелок» про удивительные приключения двух друзей Юна и Софуса; Яна Экхольма «Тутта Карлссон Первая...» о лисенке Людвиге Четырнадцатом; веселая история о жителях города Кардамона_ и трех незадачливых разбойниках, написанная Турбьёрном Эгнером, и три повести финской писательницы и художницы Туве Янссон «Муми-тролль и комета», «Шляпа волшебника» и «Волшебная зима».

Обновлено:
Опубликовал(а): Nikotin
Назад || Далее
.


регистрация | забыли пароль?


  вход
логин:
пароль:
Запомнить?



Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.

Copyright © 2011-2017 «Критическая Литература»


Яндекс.Метрика Система Orphus Скачать приложение