Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Анализ стихотворение «Цицерон» (Тютчев Ф. И.)

Стихотворение «Цицерон» было написано поэтом под впечатлением от Французской революции в 1830 году. Через судьбу древнеримского мира Ф.И. Тютчев стремился показать судьбу современной ему действительности.

Данное стихотворение можно отнести к философской лирике. В нём Тютчев выражает раздумья о месте человека в современной исторической действительности, «средь бурь гражданских и тревоги». Особенность стихотворения «Цицерон» заключается в том, что в нём тесно переплетаются традиции элегии, оды и нравоучительного аполога (своеобразный диалог с «мудрецом» прошлого).

В композиционном плане в стихотворении можно выделить три части.

Первую из них составляет речь римского оратора. Он предстаёт перед нами как призрак прошлого, пришедший из глубины веков. В уста оратора вложены слова сожаления о том, что он «поздно встал – и на дороге застигнут ночью Рима был!» Цицерон скорбит о том, что он родился слишком поздно, когда славная эпоха римской республики уже закончилась. Однако слова оратора можно адресовать самому поэту и его современникам. Тютчев обнажает «глубоко личное переживание исторического момента». Здесь звучат элегические мотивы.

Вторую часть произведения составляют слова лирического героя. Он восхищается тем, что оратор – это человек, который смог объективно посмотреть на падение империи:

Так!.. Но, прощаясь с римской славой,

С Капитолийской высоты

Во всем величье видел ты

Закат звезды ее кровавый!..

В этой части мы видим элементы оды, которые отражают мотив избранника – человека, ставшего свидетелем и участником значимых исторических событий.

В своем философском обобщении Тютчев приравнивает избранного героя к богам («как небожитель»), поскольку такой человек может поведать свои впечатления от «высоких зрелищ» будущим поколениям.

Последняя часть стихотворения «Цицерон» - это слова уже самого автора, который считает огромной честью и счастьем для себя стать свидетелем такого грандиозного исторического события, как смена общественной формации: «Счастлив, кто посетил сей мир в его минуты роковые!»

Говоря о средствах выразительности, которые использует Тютчев в своём произведении, можно отметить их обилие и многообразие, несмотря на то что стихотворение состоит всего из двух строф-восьмистиший. В «Цицероне» мы находим метафоры («Во всем величье видел ты закат звезды ее кровавой!», «Из чаши их бессмертье пил!»), многочисленные эпитеты («бурь гражданских», «звезды кровавой», «минуты роковые», «высоких зрелищ»), сравнения («как собеседника на пир», «как небожитель»). Тютчев активно использует такие стилистические приёмы, как инверсия («минуты роковые», «оратор римский», «средь бурь гражданских») и аллитерация («Оратор римский говорил средь бурь гражданских и тревоги»).

В произведении также присутствует лексика высокого стиля (небожитель, величье, чаша бессмертия) и архаизмы (всеблагие), которые придают стихотворению особую торжественность и пафос.

Средства художественной выразительности помогают поэту глубже выразить его философские рассуждения о том, что человек – не песчинка, растворяющаяся в бурном море истории, он находится в поединке с ней. В произведении звучит гимн мужеству человека, постигающего историю. Величие и счастье заключается не в уклонении от «бурь гражданских», а в участии.

Таким образом, по жанру стихотворение «Цицерон» можно смело отнести к философской лирике, в котором Тютчев осознавал настоящее через призму «былого», делая как бы пророческие предсказания. Себя поэт считал человеком, идущим навстречу «бурям и тревогам» гражданской жизни. Приобщаясь к великим историческим событиям, человек, по мысли Тютчева, становится по-настоящему бессмертным.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.