Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Поиск по сайту

У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!

«Дождь» М. В. Кульчицкий (Анализ стихотворения, стиха)


Стихотворение «Дождь» написано в 1940 году, когда Михаил Валентинович Кульчицкий учился в Литературном институте имени А. М. Горького. Для более глубокого и точного анализа вспомним все известные нам «Дожди» других русских поэтов и проследим связь между ними и изучаемым нами стихотворением. Виктор Гончаров, например, через образ дождя пытался донести до читателя своё настроение и чувства: «Я сегодня — дождь. Пойду бродить по крышам…»; Николай Заболоцкий представлял дождь «Зародышем, выкормленным тучей…», и в его стихотворении не вода «таранила» землю, а земля «пила» воду; в поэзии Афанасия Фета дождь - мягкое и нежное явление, среди солнечного весеннего дня он незаметно подкрадывается и роняет свои первые капли на листья деревьев.

У Кульчицкого же он обращает землю в океан, делая нас его обитателями, а леса «морской травой».

Ведущая тема стихотворения находит отражение в его заголовке: речь действительно идёт о дожде. А идея заключена в изображении человеческой надежды через образ дождя и солнца, в мысли, что даже в самые тёмные времена нужно не забывать обращаться к свету: «…вынырнуть к поверхности, где мчится/к нам, на дно, забрасывая свет,/заставляя сердце в ритм с ней биться,/древняя флотилия планет». Стихотворение читается спокойным, умеренным тоном и оставляет после себя тихое умиротворённое чувство.

«Дождь» — небольшое по объёму поэтическое произведение сдержанного характера, главными героями которого являемся «мы» — люди, живущие на Земле, и сам автор. Эти особенности позволяют отнести произведение к жанру лирического стихотворения, который определяет выбор изобразительно-выразительных средств, а также наделяет соответствующими чертами главных героев и весь текст в целом.

Итак, мы с поэтом лирические герои стихотворения и находимся среди «вертикальных столбов» льющегося с неба дождя. Метафора «дно земли» говорит нам о том, что земля - дно некого океана, а олицетворение «таранила вода» подразумевает приземляющиеся на землю дождевые капли. Всю небесную синеву беспросветно заслонили тучи или, пользуясь применённой автором метафорой, «синие колонны». В данном фрагменте чувства лирического героя лишены надежды — ему кажется, что тучи останутся на небе навсегда.

Во втором четверостишии поэт сообщает о том, что в океан нас погружает не только начавшийся дождь, но «даже если б не было дождя, проплывают птицы сквозь туманы…». Метафора «проплывают птицы» как бы делает их обитателями морских вод, а вместе с тем и нас. Также Кульчицкий прибегает к таким изобразительным средствам, как эпитет («глухой океан») и ещё одной метафоре (крылья птиц словно «чёрные плавники»). Далее с помощью сравнения «земля, как Атлантида» поэт называет землю подводным городом/миром, который зарос «морской травой лесов» (метафора), и неожиданно переносит события в древние времена скифов.

В четвёртой строфе в строчках «И моё дыханье белой чашей/Пузырьками взвилося туда…» автор использует одну из разновидностей сравнения — творительный сравнения, когда сравнительный оборот выражен именем существительным в форме творительного падежа. Предположим, что под «дыханием» он здесь подразумевает ту самую надежду, какой он был лишён в начале произведения. Это надежда на свет, потому что его дыхание взвивается туда же, к свету, на высоту звёзд и планет. Последняя строфа только подтверждает наши догадки. Лирический герой хочет «вынырнуть к поверхности», пробиться сквозь дождевые тучи и увидеть солнце — «древнюю флотилию планет». Это стремление к чему-то по-настоящему хорошему. В целом такое построение стихотворного текста свидетельствует о параллельной композиции.

Обратим внимание и на прочие детали «Дождя»: стихотворение написано пятистопным хореем, что придаёт ему очередную волну спокойствия, ибо хорей сам по себе плавный и напевный размер. Однако в тексте встречаются слова, нарушающие размеренность ритма (пиррихий): «навсегда», «проплывают», «плавниками». Созвучия окончаний первой и третьей, второй и четвёртой строк рифмуются друг с другом, что говорит о перекрёстном способе рифмовки. Относительно ударения в последнем слове строчки в стихотворении чередуются женская и мужская рифмы. Эти, казалось бы, обыкновенные детали усиливают впечатление от лирического произведения.

К сожалению, данный анализ не может предусматривать всех тонкостей авторской идеи, ведь за каждым выдающимся произведением всегда должно оставаться какое-то таинство, некая загадка. Этим приёмом автор позволяет читателю взять частичку прочитанного себе, самому побыть в роли сочинителя и продолжить его мысль.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском


РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение














Заказать сочинение
Заказать сочинение
Заказать сочинение
Заказать сочинение

Заказать сочинение
Заказать сочинение
Заказать сочинение