Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Чудодейственный мир басен И. А. Крылова (Крылов И. А.)

Почему басни Ивана Андреевича Крылова актуальны и по сей день? Думается, у каждого на такой случай найдется пара громоздких клише: мол, и вопросы вечные, и проблемы неискоренимые, да и вообще, все его басни давно уже «растащили» на крылатые фразы. Но только ли в этом дело?

Каждая басня содержит мораль, которая, по определению, направлена на человека и подразумевает осмеяние, а в дальнейшем, возможно, искоренение его пороков. Но писатели, в частности Крылов, используя аллегорию, часто предают недостатки людей огласке через образы животных, наделяя тех характерными качествами, или даже через неодушевленные предметы, тем самым щадя самолюбие человека.

Любой будет судить о ситуации объективнее, если речь идет не о нем и даже не о ему подобном.

Когда мы читаем такую басню, мы чувствуем себя безопасно, мы спокойны и уверены в себе: «Ведь я-то не такой!» Вот только мир в басне — всегда зеркальное отражение мира человеческого.

Это мы – стрекозы, задумывающиеся о важном, когда уже слишком поздно. Это мы — мастера-механики, ищущие ответ не там, где нужно. Это мы — тщеславные вороны, это мы петухи и кукушки... Это всё мы.

В басне Крылова «Зеркало и обезьяна», к примеру, раскрывается, на мой взгляд, один из самых «массовых» недостатков человека. Ещё Шекспир в свое время говорил: «Грехи других судить вы так усердно рветесь; начните со своих, и до чужих не доберетесь».

Образ мартышки олицетворяет едва ли не каждого человека. Все мы видим в себе лучшее, а недостатки «пропускаем» мимо. Кто-то чересчур хвастливый, кто-то умничает много, кто-то плут и вор, кто-то невежда полнейший, а все равно находит того, кто «подходит под описание» больше него самого.

Что Климыч на руку нечист, все это знают;

Про взятки Климычу читают.

А он украдкою кивает на Петра.

Еще в басне фигурирует изъян лицемерия. Обезьяна говорит Медведю:

Из кумушек моих таких кривляк пять-шесть:

Я даже их могу по пальцам перечесть.

Но не кумушкам она сообщает об этом, нет, а третьему лицу.

Почему, спрашивается, нельзя говорить друг другу все честно, без «недоговорок» и лжи? Почему нельзя в коллективе не общаться с теми, кто тебе неприятен или просто «не твой человек»? Можно. Правда, можно. Но вряд ли кто-нибудь ответит на вопрос, отчего же тогда не все руководствуются в жизни правилом: лучше не иметь рядом никаких людей, чем допускать гнилых.

Однако восприятие басни, на мой взгляд, упрощается не только иносказанием, но и, как это ни странно, стихотворной формой. Ведь поэзия призвана радовать и удивлять, воодушевлять и приносить моральное удовлетворение, поднимать со дна души все самое лучшее, светлое, сияющее.

Критика, содержащаяся в сюжете, и изложение этой критики в некоторой степени уравновешивают друг друга, и человек не замечает того, чего не желает замечать. Согласитесь, никто не любит, когда ему прямо выговаривают нелицеприятные вещи.

Баснописец предлагает человеку фантастический мир, сложенный из двух реальных. Так, Крылов заставляет нас «видеть», словно наяву, сюжет его басни. Язык его гибок, чист, легок для восприятия, слог вселяет жизнь в неодушевленное, будоражит воображение читателя. Вдумайтесь, ведь ни один прозаик или поэт не посмеет столь непринужденно перейти от возвышенного к низкому, жалкому так, как это выходит у баснописца.

Истина, в самом простом и незатейливом ее виде, проникает в разум и сердце, не задевая человека за больное. Потому что слова басни — это не просто история. Это поучение, мораль. Мораль — вовсе не пара строк в начале или в конце текста, не вывод, а ПРАВДА как она есть. Мораль в жизни, мораль в действии. Это и есть самое настоящее чудо! Обычный ум простого человека облачил порок в нечто удивительно приятное слуху, зрению и подсознанию.

Вот в басне «Собачья дружба» на примере двух домашних псов рассмотрены отношения двух людей, которые не до конца честны друг перед другом и собою.

Полкан и Барбос решили стать друзьями не потому что они близки по духу, не потому что их жизни чудесным образом переплелись и связали их между собой на веки вечные, а просто так, от скуки.

Как известно, дружба, которая не имеет какого-либо фундамента совместно пережитых событий, радостных и не очень, взаимопомощи, общих секретов, ничем хорошим не заканчивается. Так вышло и у наших псов. Но отсутствие общего — не единственная причина краха их таких «чудесных» и, к сожалению, недолгих отношений. Они двуличны, каждый из них, сам того не подозревая, был нацелен на удовлетворение собственных потребностей, на получение выгоды (при удобном случае) для себя.

Они элементарно были не готовы (или не способны?) к самопожертвованию ради другого.

Нередко встречались такие «дружеские пары» и сто, и двести, и триста лет назад, как нередко, к сожалению, встречаются и сейчас. Вот что действительно редкость в наше время — так это повстречать пару «не разлей вода», потому что обычно ради победы, личного триумфа или пользы для себя каждый второй готов перегрызть «другу» горло.

Где делся и совет и лад?

С Пиладом мой Орест грызутся, —

Лишь только клочья вверх летят.

Насилу наконец их розлили водою…

Человек должен учиться идти как на компромисс с другими, так и на компромисс с самим собой ради кого-то близкого и дорогого.

Так почему же басни Крылова так популярны и в наше время?

Из них человек получает нравственные уроки для себя и не стремится их опровергнуть, доказать обратное. Человек судит. Судит честно, беспристрастно, а в итоге выносит суровый, но справедливый приговор самому себе.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.