Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Поиск по сайту

У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!

Старое и новое, правда и кривда, отец и сын в комедии Аристофана «Облака» (Фильмы и сериалы)


Комедия Аристофана «Облака» (423 г.) посвящена вопросу воспитания и образования подрастающего поколения. Как раз в период с середины V до первой половины IV распространение получила софистика. Это философское направление, сторонники которого замещали верные, логические суждения ложными и необоснованными доказательствами. Софисты подменяли значение слов, путали понятия, специально допускали ошибки, чтобы доказать свою истину. В своем произведении древнегреческий комедиограф высмеивает это учение.

Главный герой комедии, обнищавший старик Стрепсиад, решает пойти в школу, поскольку хочет «обучиться красноречию» и отбиться от заимодавцев. Мудрецом этой школы является Сократ. Именно он становится собирательной карикатурой на софистическую науку.

Мыслитель, лёжа в гамаке, рассуждает о длине прыжка блохи, о комарином пении, о «судьбе светил», об облаках-богах, о тучах, о громе. В силу своего возраста, болтливости и неспособности запоминать информацию, Сократ отказывается учить Стрепсиада, но готов взять его сына, Фидиппида, из-за которого семья и оказалась в бедственном положении (он «конями бредит», а такое увлечение требует достаточно больших затрат).

В школе мыслителя персонаж по наставлению отца обучается «правдивой, честной речи и кривым словам, которыми одолевают правые». Перед Фидиппидом в агоне состязается правда («справедливая речь») и кривда («несправедливая речь»). Правда является сторонницей старого, дедовского воспитания, когда молодежь была физически крепкой и выносливой, не рассуждая, повиновалась старшим: «скромность царила», «плача и визга детей было в городе вовсе не слышно», дети старались «безрассудств избегать», «почтительным сыном родителю быть», «отцу никогда не перечить ни в чем». Новое софистическое воспитание, представителем которого выступает Кривда, учит только искусству логического доказательства, рассуждениям на философские темы, размышлениям о тайнах мироздания: «Где ж видано, чтоб кто-нибудь стал через скромность славен, силен, могуч?», «к чему приводит скромность и скольких радостей себя из-за нее лишишь ты: жаркого, мальчиков, сластей, игры в костяшки, женщин». По мнению Аристофана, новое образование объявлялось вредным, губящим тело и душу молодого человека, поскольку не закладывало основ для гражданских доблестей.

Овладев знаниями, Фидиппид сумел избавиться от заимодавцев, однако свои умения он направляет против отца. Во втором агоне между Стрепсиадом и его сыном завязывается спор, перерастающий в драку: Фидиппид заявляет, что он вправе бить и отца, и мать «Наук новейших мастерством как радостно заняться и научиться презирать закон, обычай старый».

В финале комедии Стрепсиад признаёт свою ошибку. Не нужно было идти учиться в эту школу, отправлять туда сына, «Богов прогнать, на Сократа менять». Он поджигает дом мыслителя, уничтожает новые губительные идеи.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском


РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение














Заказать сочинение
Заказать сочинение
Заказать сочинение
Заказать сочинение

Заказать сочинение
Заказать сочинение
Заказать сочинение