Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Педагогические идеи Ж. Ж. Руссо. Идея и принципы естественного воспитания (Литература XVII—XVIII веков)

Сегодня на полках книжных магазинов можно найти бесчисленное количество трудов, посвященных воспитанию. Каждый автор предлагает собственные концепции и правила о том, как правильно заниматься воспитанием ребёнка: чему нужно учить с ранних лет, а чего стоит избегать. Конечно, методы, описанные в современных книгах по воспитанию, разительно отличаются от тех, которые предлагали философы

XVIII-XIX вв., но в этом и заключается основная необходимость знакомства с «истоками».

Французский философ-просветитель, (а кроме того – педагог, композитор и ботаник!), Жан-Жак Руссо предложил совершенно новый для своего времени взгляд на воспитание ребёнка, который сам писатель называл «естественным».

Тема воспитания и развития ребенка изучалась ещё до Руссо — о ней много писал Джон Локк в конце XVII века. Он утверждал, что вначале необходимо воспитывать душу, а затем — тело. Руссо, напротив, считал, что в первую очередь необходимо развивать тело, а только потом — душевные качества. На этом принципе сформировано естественное, или природное, воспитание, которому Ж.-Ж. Руссо посетил свой трактат «Эмиль, или О воспитании».

В чем же заключаются главные отличия естественного воспитания от методов, которые господствовали в то время?

Во-первых, Руссо ставил на первое место природу, которую считал самым необходимым и честным учителем. В трактате «Эмиль, или О воспитании», философ сравнивал ребенка с растением, которое должно взращиваться на лоне природы. «Природа» для Руссо — это не только открытый воздух, леса и степи. Это еще и отдаленность от цивилизации и той культуры, которая навязывается людьми. Из этого вытекает второе отличие естественного воспитания от господствующих тогда методов. Оно заключается в необходимости отдалить ребенка от знакомства с т. н. «массовой культурой» до того момента, пока он сам не исследует мир и не научится правильно трактовать события, в нем происходящие. По мнению Ж.-Ж. Руссо, ребенка до 12 лет вообще не нужно обучать каким-либо наукам, знакомить с книгами, давать поручения. Это поможет сформировать у него желание обучаться, которое будет исходить из его собственных стремлений, а не из побуждений и наставлений других людей. Последнее, скорее всего, вовсе отобьет стремление ребенка к обучению.

Третье отличие естественного воспитания заключается в том, что все знания ребенок должен открывать для себя самостоятельно, а не вкушать уже готовые плоды трудов философов, математиков, географов и т. д. Куда интереснее и познавательнее для ребенка будет изучать географию, гуляя по лесу, а астрономию — разглядывая звездное небо с крыши своего дома. Знания, полученные естественным путем, навсегда останутся в памяти ребенка и откроют ему дорогу к новым наукам, которые он захочет исследовать самостоятельно.

Четвертое отличие естественного воспитания заключается в том, что ребенка нужно приучать к ручному труду. Особенно полезно это делать до 12 лет, чтобы он вошел во взрослую жизнь сразу «и философом, и ремесленником». Ж.-Ж. Руссо не признавал праздность и считал, что человек с малых лет должен заниматься каким-нибудь ремеслом. В будущем это не столько убережет его от бедности, сколько поможет справиться с мыслью о недостатке богатства. К жизненно необходимым ремеслам Руссо причислял земледелие, кузнечное мастерство и другие. Эмиль, например, в совершенстве освоил столярное дело.

Только после того, как Эмиль достиг 15-летнего возраста, приобрел такие важные качества, как трудолюбие и воздержанность, Руссо начинает говорить о важности душевной составляющей. До этого времени ребенку не нужно демонстрировать ни светской жизни, ни богатств, чтобы у него не сформировалось ложное мировоззрение об окружающем мире и о подлинном счастье. Наоборот, ранняя социализация может привести к тому, что ребенок, со своей прекрасной способностью к подражанию, возьмет за образец все пороки общества и станет завистливым, жестоким и жадным. Вот почему Руссо называл возраст до 12 лет самым опасным в жизни человека. Именно в это время важно не столько познавать истину и добродетель, сколько «предохранить сердце от порока, а ум — от заблуждений».

Делая выводы, хотелось бы отметить, что концепция воспитания, предложенная Ж.-Ж. Руссо, стала совершенно новой, демократичной и противостоящей традиционным устоям. В обществе того времени индивидуальным и возрастным особенностям ребенка не уделялось должного внимания, природные способности и таланты игнорировались, свои порядки устанавливала церковь. При этом, Руссо замечал пороки человеческого общества, которые исходили из неравенства и плохого воспитания (своим отношением к неравенству и к опасностям, которые от него исходят, Руссо поделился в работе «О причине неравенства между людьми»). Человечество отдалилось от природы, вследствие чего стало порочным, а прогресс в науках или искусствах лишь негативно повлиял на ситуацию. Этими принципами, изложенными ещё в сочинении «Способствовало ли возрождение наук и искусства очищению нравов», руководствовался Руссо и при написании «Эмиля». Поэтому основные методы естественного воспитания, заложенные Руссо, предполагали возвращение к природе и отдаление от сверстников (по крайней мере, до 12 лет). Кроме того, Руссо поощрял развитие трудовых навыков и обучение ребенка через действие. Эти и другие методы естественного воспитания были изложены в романе «Эмиль, или О воспитании», рекомендуемом к прочтению.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском