Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Поиск по сайту

У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!

Педагогические идеи Ж. Ж. Руссо. Идея и принципы естественного воспитания (Литература XVII—XVIII веков)


Сегодня на полках книжных магазинов можно найти бесчисленное количество трудов, посвященных воспитанию. Каждый автор предлагает собственные концепции и правила о том, как правильно заниматься воспитанием ребёнка: чему нужно учить с ранних лет, а чего стоит избегать. Конечно, методы, описанные в современных книгах по воспитанию, разительно отличаются от тех, которые предлагали философы

XVIII-XIX вв., но в этом и заключается основная необходимость знакомства с «истоками».

Французский философ-просветитель, (а кроме того – педагог, композитор и ботаник!), Жан-Жак Руссо предложил совершенно новый для своего времени взгляд на воспитание ребёнка, который сам писатель называл «естественным».

Тема воспитания и развития ребенка изучалась ещё до Руссо — о ней много писал Джон Локк в конце XVII века. Он утверждал, что вначале необходимо воспитывать душу, а затем — тело. Руссо, напротив, считал, что в первую очередь необходимо развивать тело, а только потом — душевные качества. На этом принципе сформировано естественное, или природное, воспитание, которому Ж.-Ж. Руссо посетил свой трактат «Эмиль, или О воспитании».

В чем же заключаются главные отличия естественного воспитания от методов, которые господствовали в то время?

Во-первых, Руссо ставил на первое место природу, которую считал самым необходимым и честным учителем. В трактате «Эмиль, или О воспитании», философ сравнивал ребенка с растением, которое должно взращиваться на лоне природы. «Природа» для Руссо — это не только открытый воздух, леса и степи. Это еще и отдаленность от цивилизации и той культуры, которая навязывается людьми. Из этого вытекает второе отличие естественного воспитания от господствующих тогда методов. Оно заключается в необходимости отдалить ребенка от знакомства с т. н. «массовой культурой» до того момента, пока он сам не исследует мир и не научится правильно трактовать события, в нем происходящие. По мнению Ж.-Ж. Руссо, ребенка до 12 лет вообще не нужно обучать каким-либо наукам, знакомить с книгами, давать поручения. Это поможет сформировать у него желание обучаться, которое будет исходить из его собственных стремлений, а не из побуждений и наставлений других людей. Последнее, скорее всего, вовсе отобьет стремление ребенка к обучению.

Третье отличие естественного воспитания заключается в том, что все знания ребенок должен открывать для себя самостоятельно, а не вкушать уже готовые плоды трудов философов, математиков, географов и т. д. Куда интереснее и познавательнее для ребенка будет изучать географию, гуляя по лесу, а астрономию — разглядывая звездное небо с крыши своего дома. Знания, полученные естественным путем, навсегда останутся в памяти ребенка и откроют ему дорогу к новым наукам, которые он захочет исследовать самостоятельно.

Четвертое отличие естественного воспитания заключается в том, что ребенка нужно приучать к ручному труду. Особенно полезно это делать до 12 лет, чтобы он вошел во взрослую жизнь сразу «и философом, и ремесленником». Ж.-Ж. Руссо не признавал праздность и считал, что человек с малых лет должен заниматься каким-нибудь ремеслом. В будущем это не столько убережет его от бедности, сколько поможет справиться с мыслью о недостатке богатства. К жизненно необходимым ремеслам Руссо причислял земледелие, кузнечное мастерство и другие. Эмиль, например, в совершенстве освоил столярное дело.

Только после того, как Эмиль достиг 15-летнего возраста, приобрел такие важные качества, как трудолюбие и воздержанность, Руссо начинает говорить о важности душевной составляющей. До этого времени ребенку не нужно демонстрировать ни светской жизни, ни богатств, чтобы у него не сформировалось ложное мировоззрение об окружающем мире и о подлинном счастье. Наоборот, ранняя социализация может привести к тому, что ребенок, со своей прекрасной способностью к подражанию, возьмет за образец все пороки общества и станет завистливым, жестоким и жадным. Вот почему Руссо называл возраст до 12 лет самым опасным в жизни человека. Именно в это время важно не столько познавать истину и добродетель, сколько «предохранить сердце от порока, а ум — от заблуждений».

Делая выводы, хотелось бы отметить, что концепция воспитания, предложенная Ж.-Ж. Руссо, стала совершенно новой, демократичной и противостоящей традиционным устоям. В обществе того времени индивидуальным и возрастным особенностям ребенка не уделялось должного внимания, природные способности и таланты игнорировались, свои порядки устанавливала церковь. При этом, Руссо замечал пороки человеческого общества, которые исходили из неравенства и плохого воспитания (своим отношением к неравенству и к опасностям, которые от него исходят, Руссо поделился в работе «О причине неравенства между людьми»). Человечество отдалилось от природы, вследствие чего стало порочным, а прогресс в науках или искусствах лишь негативно повлиял на ситуацию. Этими принципами, изложенными ещё в сочинении «Способствовало ли возрождение наук и искусства очищению нравов», руководствовался Руссо и при написании «Эмиля». Поэтому основные методы естественного воспитания, заложенные Руссо, предполагали возвращение к природе и отдаление от сверстников (по крайней мере, до 12 лет). Кроме того, Руссо поощрял развитие трудовых навыков и обучение ребенка через действие. Эти и другие методы естественного воспитания были изложены в романе «Эмиль, или О воспитании», рекомендуемом к прочтению.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском


РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение














Заказать сочинение
Заказать сочинение
Заказать сочинение
Заказать сочинение

Заказать сочинение
Заказать сочинение
Заказать сочинение