Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Определить внефабульные элементы композиции (ЕГЭ по литературе)

Выделить внефабульные элементы композиции.

И. С. Тургенев «Певцы»

Внефабульные элементы статичны, они не продвигают развитие вперёд, во время которых ничего не случается, а герои остаются в прежних положениях.

Внефабульные элементы дают возможность писателю, не прячась за событиями и характерами, объективировать, материализовать свои внутренние побуждения, взгляды, симпатии. Благодаря внефабульным элементам автор воскрешается и «заражает» воспринимающего своими чувствами, настроениями.

Рассматривая эпизод из рассказа «Певцы» И. С. Тургенева, назовём его «Состязание двух деревенских певцов». Для того чтобы понять идею этого эпизода, остановимся на описании, как одной разновидности внесюжетных элементов.

Описание – это литературное изображение внешнего мира или устойчивого жизненного уклада, тех событий и действий, которые совершаются регулярно, изо дня в день, поэтому и не имеющий отношения к движению сюжета.

Описание мира вещей идёт через детали.

В данном отрывке деталь – это песня, которая приводится куплетно, чтобы обратить внимание читателя на «прибавленные согласные и восклицания», дать возможность уловить слова как «бесконечные украшения». Этим Тургеневу удалось показать манеру певческого мастерства рядчика и типичность, характерного для народа явления.

Портрет – впечатление представляет возможность увидеть исполнителя и слушателей. Достигается определённое эмоциональное впечатление от исполнения песни рядчиком и достаточно легко сделать заключение и о его характере: «чувствовал», «лез из кожи», долго пел, не возбуждая слишком сильного сочувствия».

Психологический портрет другого героя (слушателя) создаётся И. С. Тургеневым через психологическое восприятие, выраженное глаголами: «заставившем улыбнуть», «не выдержал», «вскрикнул от удовольствия», «все встрепенулись». Эти действия вводятся по нарастающей – градации.

Градация присутствует и в характере статики: «подхватывать, подтягивать, покрикивать». Казалось бы, действие одно, а характер этого действия усиливается. Даже слова, которые иллюстрируют психологическое состояние, не говорятся, а «кипят»: «…Забирай», «вытягивай», «накалывай», «погуби».

Психологической портретной чертой является и «одобрительное покачивание головой направо и налево» (Николая Ивановича); и «затопал, засеменил, задёргал» (Обалдуй); и сравнение глаз «как уголья», движений «как лист» (Якова); и даже психологическое изменение через «смягчённый взгляд» (Дикого Барина).

Слушатели по-разному реагировали на пение рядчика, каждый сообразно своему характеру, принимая технически совершённое.

Подбор героев не случаен. Они разные, но их объединяет одно: все они любители песни. И это авторский психологизм, определяющий стремление уточнить, полнее раскрыть, конкретнее обрисовать. Психологизм рассказчика при выступлении рядчика подчёркивает отношение к пению двоякое: «слушали с большим вниманием» (с одной стороны), «не возбуждая слишком сильного сочувствия в своих слушателях» (с другой стороны) – косвенная характеристика.

Это достигается ещё одной деталью – речевой: эпитетность, метафоричной, сравнения. Они дают прямую характеристику манере пения рядчика.

Приём психологизма осуществляется от 3-го лица.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.