Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Е. Винокуров «Земные пределы» («Есть похоть беспредельности — ходьба») (Анализ стихотворения, стиха)

После прочтения стихотворения Евгения Винокурова «Земные пределы», у читателя остаётся спокойное и в чём-то печальное впечатление, он вспоминает свои прожитые годы и вновь, а может быть, и впервые, осознаёт, насколько быстротечно время. Такой уж удел философской лирики — нести в себе груз раздумий и сомнений. Уже в названии стихотворения упоминается о неком «пределе» — границе, «черте» между землёй и тем, что находится по другую сторону этой черты. Это что-то таинственное, загадочное, неизвестное. Именно о нём и пойдёт речь в «Земных пределах», но об этом позже.

А пока «ты идёшь, велик и одинок…», словно лирический герой стихотворения М. Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…». Как ни странно, но «Земные пределы» невольно ассоциируются у читателя именно с ним, ведь эти поэтические зарисовки весьма схожи между собой. Так, у обоих стихотворений есть общий мотив — это мотив одиночества, уединения с природой и поиск гармонии как внешней, так и внутренней среды: лермонтовский герой ищет «свободы и покоя», герою Винокурова также суждено обрести спокойствие в последнем четверостишии стихотворения. И тот, и другой лирические герои сливаются с природой, её пейзажами воедино: в «Земных пределах» он просто растворяется в общей картине, а в «Выхожу один я на дорогу…» превозносит над собой вечнозелёный дуб. Немаловажным является и образ пути-дороги, созданный поэтами. Через него они пытались донести до нас свои самые сокровенные мысли, чувства, соображения. Всё стихотворение Евгения Винокурова — это красивая, глубокая метафора, сопоставление жизни и пути, пути и земли, земли и неба («черта, где облаков престолы»), неба и смерти. Стихотворение Лермонтова одно из последних произведений поэта перед его трагической гибелью, и, наверное, оно является философским анализом его жизни, чертой, подводящей жизненный итог. Дорогу в лирике романтизировали Сергей Есенин, Николай Рубцов, Николай Гумилёв и другие выдающиеся поэты. Однако мы, пожалуй, вернёмся к нашему пути до «Земных пределов».

Произведение предстаёт как глубоко личный и лирический экспромт, некий монолог поэта, обращённый к читателю. В «Земных пределах» автор обращается к «тебе» с целью надоумить, высказать своё нравоучение о жизни и дороге жизни, подготовить «тебя» к неизбежному её окончанию. Главной темой произведения автор избирает жизненный путь, который предстоит пройти каждому человеку. Произведение имеет печальный и в то же время обыкновенно смиренный характер, даже риторическое восклицание не разбавляет его чрезмерного спокойствия, что говорит о стремлении поэта донести свои мысли не с помощью чувств и какого-то общего впечатления, а именно силой слова. Его идея заключается в том, чтобы показать нам наш жизненный путь со стороны, то, к чему, в конце концов, мы придём, ради чего мы шли в «пространственной тоске». Эта мысль чётко выражена в последней строфе:

«И, наконец, усвоенный совсем

И без остатка растворяясь в пейзаже,

Ты станешь вдруг невидим, глух и нем…

Но это ты и не заметишь даже».

В ней Винокуров привёл произведение к его логическому завершению, донеся до читателя то, что он хотел донести, тем самым осуществив свою идею. По её прочтении создаётся впечатление, словно поэт является неким пророком и сам решает нашу судьбу утвердительными конструкциями «ты станешь» и «ты не заметишь», а также «растворясь в пейзаже», он просто не оставляет нам выбора. Казалось бы, за себя можно и поспорить, однако в итоге ты всё же убеждаешь себя в обратном, предаваясь поэтическому слову.

Лирическим героем произведения выступает сам Винокуров и «ты». Поэт хочет научить тебя жизни, натолкнуть на мысли о будущем, для этого употребляя формы глаголов повелительного наклонения и ставя их в будущее время: «И коль в ходьбе ты поминаешь смак,/Иди...», «Ты станешь вдруг невидим…», «Ты и не заметишь…» и так далее. Важно обратить внимание на идеальную, правильную последовательность времён, применяемых в «Земных пределах». На этой ноте поэт разделил стихотворение на три этапа — прошедший (сначала «судьба тебя случайно уродила пешим»), настоящий («мак тебя встречает», «ты идёшь» и в себя тебя «вбирают просторы») и будущий («ты станешь вдруг невидим, глух и нем…», не заметив этого). Так, стихотворение состоит из трёх частей, каждая из которых характеризуется особым настроением, системой образов и изобразительно-выразительными средствами. В связи с этим мы ясно видим линейную композицию произведения.

С первой же строки в стихотворении можно проследить небольшой контраст: в названии произведения использовано слово «пределы», а в начальной же строке употребляется ему антоним — «беспредельность». На первом этапе нам впервые сообщается о ходьбе, поэт связывает её с беспредельностью и радуется тому, что мы «пешие» и нам предстоит идти по различной сложности дорогам: валунам, пахоте, меже (возможна нисходящая градация). Однако искренна ли эта радость? Никто не узнает. Здесь поэт употребляет такие изобразительно-выразительные средства, как метафора («похоть беспредельности»), рефрен («по валунам, по пахоте, по межам»), олицетворение («судьба уродила») и риторическое восклицание.

Второй этап, на котором мы находимся сейчас, показывает нам то, что искать те самые «Земные пределы» бесполезно, здесь же видим созданный поэтом образ мака, он нужен для того, чтобы дать ощутить «тебе», насколько ты одинок, что кроме того самого мака больше некому «тебя» встретить, он заменяет твоих знакомых людей. «А что там путь?» — спрашивает поэт и отвечает: «переставленье ног…», да и только! Это говорит об обесценивании пути в глазах поэта. Для него важен не сам процесс пути, а то, к чему ты придёшь. Заканчивается эта часть тем, что тебя начинают медленно, но стремительно поглощать просторы (читай: ты так долго идёшь, что начинаешь сливаться с ними). В создании общей картины поэту помогают эпитеты («пространственная тоска», «ты велик и одинок»), метафоры («задремавший мак тебя встречает», «облаков престолы»), сравнение («встречает, как знакомый»), олицетворение («вбирают просторы»).

На последнее четверостишие, как упоминалось ранее, поэт возложил смысловую нагрузку всего произведения и отразил в нём основную идею. Здесь он прибегает к такому средству выразительности, как метафора («растворясь в пейзаже», «усвоенный» просторами). Среди особенностей языка в целом можно отметить избегание эпитетов и обилие метафор.

Использование поэтом пятистопного ямба усиливает философический мотив стихотворения, хотя ямб сам по себе энергичный и сильный размер, у Винокурова он направляет всю свою энергию как раз на то, чтобы поддерживать интонацию и небыстрый, спокойный ритм стихов. Однако в тексте встречается и пиррихий —слова, нарушающие размеренность ритма: «беспредельности», «пахоте», «пространственной». Автор намеренно использует приём, чтобы задержать внимание читателя и передать мысль, раскрывающую внутреннее состояние обращающегося к нам героя: спокойствие, умиротворение, задумчивость над вечным вопросом жизни и смерти, стремление романтизировать окружающую его природу. Произведение написано под неторопливым потоком эмоций и неизгладимым впечатлением о дороге и пути, сопровождающими поэта.

Стихотворение состоит из 4-х четверостиший, которые связаны между собой перекрёстным способом рифмовки. Относительно ударения в последнем слове строки, в «Земных пределах» чередуются мужские рифмы, в которых ударение падает на последний слог, и женские, в которых ударение падает на предпоследний. Это позволяет совместить паузы с окончанием строк, придавая стихотворению нужный ритм.

Большинство слов лирического текста просты и доступны для понимания. Часто употребляемые в поэзии ассонанс и аллитерация здесь не доминируют, разве что в первом стихе можно заметить учащённое повторение звука [т’], однако вряд ли Винокуров использовал его сознательно.

Так, «Земные пределы» отражают всю суть и однообразность человеческой жизни, причём поэт говорит о пределах беспредельности, о чём-то нереальном и невозможном. Единственный наш предел, по мнению Винокурова — это граница земли и неба. Возможно, это и так. Ведь все наши пути в итоге сводятся к одному, а он — вверх, прямиком к «престолам облаков».

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском