Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?





ПОИСК:

У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!


«Зычный гудок, ветер в лицо, грохот колёс нарастающий...» О. Г.Чухонцев (Анализ стихотворения, стиха)


Стихотворение «Зычный гудок…» написано Олегом Чухонцевым в 1972 году. Поводом для его создания послужило расставание поэта с родной землёй, судя по содержанию стихотворных строк, не особо полюбившейся ему. Будучи написанным в рамках реализма, стихотворение отличается отражённой в нём окружающей действительностью: описанием родины Чухонцева, перекличкой поэта с её природой и существом.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Как стать экспертом?

Стихотворение наполнено чувством одиночества, испытуемым автором в родных краях. В связи с этим оно имеет мрачный, тусклый характер, что подтверждает неблагосклонное отношение поэта к своему малому дому. По прочтении произведения остаётся тягостное впечатление, Чухонцев словно намеренно заставляет задуматься над своим творением, хочет, чтобы его поняли не сразу, а постепенно, медленно погружаясь в глубину стихотворных строк.

«Зычный гудок…» — лирическое стихотворение с ясно выраженной песенной основой. Оно находится на остром краю настоящего, на берегу мчащегося потока дней, исполнено «угрюмой надежды» и смелой готовности встретить назначенную судьбу. Жанр стихотворения определяет особенности тематики, характера лирического героя и выбор художественно-изобразительных средств. Так, темой произведения поэт избирает свою малую родину, чувства, которые он ощущает, смотря на неё, и мысли, его посещающие. По сюжету произведения у поэта закончилась юность: «Вот и погас красный фонарь — юность, курящий вагон», он уезжает с родных земель и, уезжая, рассуждает о них то ли в вагоне поезда, то ли стоя на остановке. Находясь среди родимых мест, Чухонцев «борется» с жизненным холодом и чувствует душевную привязанность к кому-то очень близкому: «…я уже думаю,/ что и меня кто-нибудь ждёт, где-то и я не чужой».

Основная идея стихотворения заключена в предпоследней строфе:

«Гром ли гремит, гроб ли несут, грай ли висит над просторами?

Что ворожит над головой неугомонный галдёж?

Что мне шумит, что мне звенит издали рано пред зорями?

За семь веков не оглядеть! Как же за жизнь разберёшь?»

Это четверостишие является ключевым для всего произведения. В нём «судьба стучится в дверь» особенно громко. Здесь раскрывается источник музыки, наполняющей всё стихотворение. Им оказалась фраза из «Слова о полку Игореве», которая послужила эпиграфом произведения: «Что ми шумить, что ми звенить давеча рано пред зорями».

Лирическим героем стихотворения является сам Чухонцев. Несмотря на то, что он обращается к родине с восклицанием, отзывается он о ней не в самом лучшем ключе. Она ассоциируется у поэта со «светом тусклых полей», «ржавчиной крыш», «дрожью проводов», что показывает его отношение к ней. Это проявление чувства безысходной привязанности, некоторого равнодушия, даже недовольства. Когда поэт находится в родных краях, в его душе господствуют самые настоящие дождь и буря. С первой до последней строфы «Зычный гудок…» насыщен глубокими мыслями лирического героя и отчаянием, вызванным этими мыслями, что позволяет отнести стихотворение к разряду философской лирики. На протяжении всего произведения чувства Чухонцева к родине развиваются и в итоге переходят в личные переживания поэта. Однако автор завершает стихотворение на светлой, оптимистической ноте. Здесь, в последней строфе, он обращается ещё и к жизни в целом: «Но и в тщете, благодарю, жизнь, за надежду угрюмую…». Оптимизм заключается в том, что поэт благодарит жизнь просто за то, что она есть, не взирая на все её недостатки и «неуспех», за подаренный опыт («за пример зла не держать за душой»). Также в «Зычном гудке…» созданы образы родины, мчащегося поезда, весны с её талыми водами. Они помогают воссоздать мысленную картину происходящего.

Стихотворение состоит из пяти строф, каждая из которых характеризуется особым настроением, системой образов и изобразительно-выразительными средствами. В первой строфе поэт грустит об окончании своей юности, тоскует по ней. Во второй он вспоминает свою родину, место, в котором протекали беззаботные годы его детства и юности. Чухонцев вспоминает родимые пейзажи такими, какими он их видел – блеклыми, ничем не примечательными и не выделяющимися. Третья строфа передаёт рассуждения и мысли поэта о том, что есть и другие места, быть может, лучшие, чем этот край. Четвёртая строфа является идеей стихотворения и несёт в себе смысловую нагрузку всего произведения. В последнем четверостишии поэт благодарит жизнь и надеется, что где-нибудь в других местах найдётся кто-то, кто его ждёт, для кого он не будет чужим. В целом такая последовательность событий свидетельствует о линейной композиции.

Интересны и изобразительно-выразительные средства, применяемые автором. Так, грустному настроению в самом начале стихотворения способствуют олицетворения — «вздох тишины, сыплется гомон ворон, дрожь проводов», анафора — «Вот и погас…/Вот и опять»; однородные члены — «гудок, ветер, грохот, вздох» и другие языковые средства. Также поэт использует риторические вопросы: «Что ж я стою, оторопев? Или нет лучшего выбора, чем этот край, где от лугов илом несёт за версту?», с помощью них он выражает свою идею монолога, вылитого в некоторое рассуждение, не требующее участия никаких посторонних лиц; одно восклицание — обращение к родине; Чухонцев прибегает к инверсиям («над ранью светающей», «талой водой взбаламучено», «за надежду угрюмую») и парцелляции («Гром ли гремит? Гроб ли несут? Грай ли висит над просторами?»). В тексте встречается мало эпитетов и метафор – основных изобразительных средств, придающих произведению яркость, поэтому стихотворение наполнено тусклыми, тяжёлыми чувствами. Но это лишь усиливает впечатление от лирического произведения.

Стоит отметить любопытное сочетание стихотворных размеров в данном стихотворении: первые две стопы каждого стиха являются дактилями, а оставшиеся три — анапестами. Смешение однообразного и мерного дактиля с гибким анапестом придаёт стихотворению некую туманность, озадаченность, потому что на стыке двух размеров читатель вынужден сделать паузу, чтобы осмыслить прочитанное. Автор намеренно использует приём, чтобы задержать внимание читателя и передать мысль, раскрывающую внутреннее состояние героя: лёгкая печаль, воодушевление, смирение со своей судьбой. Созвучие окончаний первой и третьей строк каждой строфы образуют пары, а вторая и четвёртая рифмуются друг с другом (перекрёстная рифма). По тому, на какой слог падает ударение в последнем слове строки, рифмы подразделяются на женские, мужские и трёхсложные. В «Зычном гудке…» трёхсложные рифмы чередуются с мужскими в каждой строфе. Это позволяет совместить паузы с окончанием строк, придавая стихотворению нужный ритм. Звуковой строй стиха отличается применяемыми в нём «громовыми» звуками ([гр]): «гром, гремит, гроб, грай», «ржавчина крыш, дрожь проводов, рокот быков», а также шипящими [ч’] и [ш]: «бестолочь дней, мелочь надежд», «омут речной да излучина» и другими

Таким образом, данные особенности стихотворения позволяют назвать его показательным для творчества

О. Чухонцева, глубоким и рассудительным для читателя и нетрадиционным для взгляда на окружающий мир, описанным другими литераторами. Оно несёт в себе философию единения человека и его среды, как действительной, так и моральной, способную придать каждому душевные силы и пробудить внутреннюю надежду на лучшее.



Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id84998




Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?



Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
Сообщить о плагиате

Copyright © 2011-2020 «Критическая Литература»

Обновлено: 00:56:14
Яндекс.Метрика Система Orphus Скачать приложение