Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Комплексный анализ рассказа Людмилы Улицкой «За что и для чего...» (Литература XXI века)

В основе рассказа Людмилы Улицкой "За что и для чего..." — случай, произошедший с "очень пожилой дамой" НК, который позволил ей взглянуть на свою жизнь по-иному, "под другим углом". События в сюжете излагаются в хронологическом порядке, что позволяет читателю как бы следовать за героиней; жизнь течёт только вперёд, и поэтому ретроспекции исключены. Кроме того, в произведении подводится итог, но не жизни НК в прямом смысле этого слова, а итог-вывод, "урок", преподнесённый ей, итог — понимание, переосмысление своего существования, своего места в жизни.

К главной мысли нас подводит эпизод встречи рассказчика с "пожилой дамой", причём нарратор проявляется только в этом фрагменте, можно даже говорить о том, что его проявленность обусловлена необходимостью сказать главные слова о том, что иногда нужно остановиться и подумать: зачем мы суетимся? есть ли в этом смысл? в правильном ли направлении мы двигаемся? а если нет — то какое верное? Несмотря на то что рассказчик проявлен только в данном эпизоде (эксплицитность достигается за счёт употребления местоимения "я", обращения к нарратору по имени ("Женя"), диалог героини и рассказчика как бы односторонен, так как говорит только НК, ответ нарратора — молчаливая реакция ("не сразу поняла", "сидела и думала")), его (её) точка зрения выражается ещё в самом начале и в самом конце текста: размышления о том, что "иногда дорожные ангелы отворачиваются или отвлекаются на посторонние дела", образуют кольцевую композицию, хотя стоит отметить, что если в первом случае содержатся несколько отвлечённые рассуждения, то во втором они связаны с героиней (рассказчик, указывая на её духовную чистоту, искренне не понимает, почему всё-таки ангелы допустили такое несчастье).

Раскрывая образ "пожилой дамы" иронически сообщает: "платочка" и "согнутых плеч" как обязательных составляющих "старушечьего и подчёркнуто-церковного" НК не имела. Данный приём позволяет сконцентрировать наше внимание не на внешнем, а на внутреннем мире "дочери известного русского поэта серебряного века, вдовы известного художника, матери многих детей, бабушки и даже прабабушки большого выводка молодняка". Образ героини — идеальный образ христианина, который терпеливо переносит некоторые притеснения, унижения в какой-то мере ("Её переселили из квартиры в центре...на дальнюю окраину...", "Она стояла среди первых, но её оттеснили", "...кто-то сбросил её руку..."), утреннее правило читает даже на остановке в ожидании автобуса, освящает куличи, ждёт светлого праздника Пасхи и разговляется даже в больнице, смирен, послушен воле Бога, не ропщет на свою жизнь, вопрошая "за что мне это?", а ищет высокий смысл в своих бедах, "учится".

Образ НК сопровождают детали — "кулич и пасха", они также указывают на некоторую уже в земной жизни обретённую святость. Вероятно, чистота души влияет и на телесную составляющую человека. Так, у, казалось бы, "очень пожилой дамы — семидесяти пяти лет" должны быть непременно согнуты плечи, а ноги слабыми. Однако НК не имела "согнутых плеч", её ноги были "длинными и сильными". Когда она старалась попасть в автобус, достаточно ловко "ухватилась свободной рукой за дверь, и даже успела поставить свободную ногу на подножку". После ампутирования ноги "ей сделали протез, она ездила ещё в Крым, навестила двоюродную сестру в Швейцарии и внука в Швеции", "прожила... ещё лет пятнадцать".

НК научила "всех, кто её знал в те годы...ставить этот вопрос: для чего?"; то есть, она "делилась" с людьми своей обретённой мудростью. Таким образом Людмила Улицкая ставит один из главных вопросов в жизни человека и предлагает своё решение.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.