Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Анализ рассказа А. Слаповского «Цапля» (Литература XXI века)

Название рассказа А. Слаповского "Цапля" обладает богатым семантическим ореолом: с одной стороны, цапля — символ осторожности и бдительности, с другой — эта птица предвосхищает приход весны и хороших изменений в жизни человека. Для главного героя предложенного текста появление цапли одной из хорошо изученных труб становится настоящим переломом — житейский ритуал, который составляют мелкие дела по дому, мучения, связанные с испортившимся здоровьем, просмотр телевизора, на некоторое время как бы разрушается, и Орефьев начинает чувствовать себя важной фигурой в "общественной" и "научной" жизни.

Настоящий феномен - такая птица в наших краях, да ещё и на виду! Туманное видение выводит Орефьева из старческой спячки, цапля оказывается центром-поводом для искусственно создаваемой суеты, в которой, как может показаться, и заключается суть существования человека в городе.

Композиция рассказа (а именно мы дело именно с ним, поскольку данный текст достаточно лаконичен, динамичен, описателен, явно выраженная интрига, как, допустим, в новелле, отсутствует, важными особенностями произведения являются бытописание и диалоговая основа повествования) традиционна: экспозиция (образ жизни Орефьева) — завязка ("И тут он увидел птицу на одной из труб. И подумал: цапля") — развития действия (разговоры по телефону) — развязка ("Орефьев посидел, подумал, улыбаясь, и пошёл к окну. Сел и стал смотреть на белого голубя"). Кульминации нет, так как конфликт между героем и его приятелями обусловлен, прежде всего, соображениями "выгоды" — зачем, спрашивается, занятым знакомым, полузабывшим о существовании Орефьева, мчаться через весь город, чтобы поглазеть на цаплю, которой в сущности-то и нет. Вот этого столкновения мировоззрений, разумеется, недостаточно для создания пикового, напряжённого момента. Тем не менее, рассказ заканчивается притчевым эпилогом: "Значит, может стать вероятным и другое невероятное. То есть, в сущности, всё". Это своеобразное переложение известного философского утверждения Р. Декарта "мыслю — значит существую": в развёрнутой перед читателем истории желаемое и "намысленное" выходит на первый план, оставляя позади то, что известно и понятно всем.

Получается, сюжет рассказа абсурден — старик выдумал себе цаплю на крыше противоположного дома, рассказал об этом товарищам, спустя какое-то время всё осознал и растворился в собственных думах. На мой взгляд, за этим поверхностным повествованием скрывается серьёзная экзистенциально-психологическая драма: во-первых, цапля для Орефьева — повод вновь ощутить себя настоящим человеком ("...если он верил в цаплю хоть немного, значит, она была, вот эту цаплю он и защищал, за неё он и бился в телефонных разговорах, пережив несколько по-настоящему бурных и жизнедеятельных минут"); во-вторых, автор ставит перед нами ребром вопрос "а есть ли что-то противоестественное в действиях героя рассказа?", ведь он поступает совершенно обычно — делится своим "открытием" с человечеством, удовлетворяет потребность в диалоге; в-третьих, появление "необычной" птицы в рутине Орефьева запускает его заржавевшие механизмы памяти и самоанализа — "Как глупо растрачены время и деньги".

Фигура Орефьева по-разному раскрывается по ходу рассказа. Повествователь признаёт за героем отчаявшуюся личность, которая боится исключительно "собственного организма". Он будто заперт в своей квартире, мотив неизменности и текучести жизни проявляется, например, в описаниях видов из стариковского окна: "Трубы: восемь у гребня крыши и девять по краю. Орефьев часто задумывается об этой неравномерности, но ответа найти не может". От героя веет естественной романтичностью: "Орефьев в детстве мечтал стать моряком, стоять на палубе и смотреть в подзорную трубу". Основная его проблема — в отсутствии эмоционально-подтекстовой коммуникации. При этом он не боится показаться странным, ибо "глупые вопросы задают только здоровые и жизнелюбивые люди".

Диалоги по телефону и атмосфера, в которой обитает Орефьев, чем-то напоминают трансформированные сюжетные линии из романа "Обломов" И. А. Гончарова: "посетителей" Орефьева наяву мы, конечно же, не видим, но по манере ведения разговора понимаем, что они не особо заинтересованы в оказии с цаплей. Тем временем сонный дурман героя рассказа Слаповского очень напоминает движения души Ильи Ильича. Таким образом, Орефьев отличается от других персонажей стремлением сохранить "мимолётное ведение" и поделиться личными переживаниями с другими, ведь это так важно, особенно в наше время!

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.