Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




«Тому, кто не постиг науки добра, всякая иная наука приносит лишь вред» (Мишель Монтень) (ЕГЭ обществознание)

В своём высказывании Мишель Монтень говорит о важности социальной ответственности учёного. Основная идея автора цитаты в том, что каждый исследователь должен соблюдать этические требования, предъявляемые к научной деятельности. Нельзя не согласиться с автором цитаты, потому как безответственность учёного, действительно, может иметь множество отрицательных последствий как для отдельных лиц, так и для всего человечества. Для продолжения раскрытия идеи, поднятой автором, необходимо обратиться к теории.

Наука — это систематически организованные знания, основанные на фактах, добытых с помощью эмпирических методов исследования, основанных на измерении реальных явлений. Научное познание имеет ряд особенностей: объективность добываемого знания, проверяемость, исследование изучаемого объекта со стороны закономерностей и причин, рациональность, категориальность и высокий уровень обобщения знаний.

Все эти особенности направлены на достижение цели науки — постижение истины. Для достижениия цели научного познания учёный должен быть свободен от предрассудков, так как в противном случае, результат исследования не будет объективен, то есть, другими словами, результат не будет независим от мнения и желаний познающего субъекта. Мораль и религия с одной стороны, мешают научному познанию в том плане, что могут являться источниками предрассудков, однако, с другой стороны наука неразрывно связана с этикой и не может обойтись без неё. Наука не может быть направлена исключительно на поиск истинного знания. Проиллюстрируем это положение примерами. В романе Даниела Киза повествуется о необычной операции по повышению интеллекта, которую сделали умственноотсталому мужчине по имени Чарльз Гордон. Поначалу эксперимент казался удачным: Гордон стал намного умнее, а вскоре его интеллект стал выше, чем у других людей. Он стал настолько умён, что смог убедится в том, что стремительная регрессия его болезни неизбежна (о чём не знали учёные, проводившие эксперимент и пытавшиеся скорее доказать результаты своего нового открытия на практике). Положительный эффект продлился недолго. Вскоре интеллектуальные способности подопытного стали быстро угасать и в конце концов он стал ещё глупее, чем был. Другим примером являются научные опыты в нацистской Германии, где учёные ставили эксперименты над узниками концлагерей. Многие сведения, полученные нацистами, были точны. Так, Э. Пернкопфу удалось создать медицинский атлас подробными иллюстрациями анатомического строения человека. Но, безусловно, нельзя оправдать преступления нацистов, потому как всегда необходимо цель деятельности соотносить со средствами и методами её достижения. Нельзя достичь великой цели антигуманными средствами. Каждый учёный должен нести ответственность перед обществом за результаты своей научной деятельности.

Ответственность — это философская категория, отражающая объективный, исторически конкретный характер взаимоотношений между личностью и коллективом, между другими субъектами общества с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований. Одной из важнейших задач науки является удовлетворение потребностей людей. Но эта задача выполнима только тогда, когда наука способствует возвышению гуманизма, а не его умалению. Гуманизм есть главный критерий прогресса, и поэтому наука является "двигателем прогресса, но только тогда, когда она гуманна. Учёные несут не только правовую ответственность за свою научную деятельность, но и, прежде всего, моральную ответственность перед самим собой. Эту моральную ответственность осуществляет совесть. Шотландский экономист и этик Адам Смит писал в книге "Теория нравственных чувств" о том, что в основе всех научных действий должна быть совесть. Он считал, что суд совести стоит выше человеческого суда, и что суд совести служит "верховным посредником и вершителем всех наших действий". Во второй половине XX века началась гонка ядерного вооружения. Новому источнику энергии было найдено применение в военном деле и человечество оказалось на пороге ядерной войны. Для прекращения "Холодной войны" потребовались совместные усилия мирового сообщества. Одним из них явилось создание в 1969 году с целью стимулировать осознание социального значения науки Британской ассоциации по социальной ответственности ученых (BSSRS), участники которого были частью движения за ядерное разоружение. Социальная ответственность учёных — это то, что способно защитить человечество от других глобальных угроз в будущем.

Таким образом, исходя из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что наука должна опираться на нравственность, учёный должен стремиться приложить свои усилия для создания чего-либо полезного для общества. Он должен действовать на благо общества, а не во вред ему, пытаясь лишь достигнуть истины всеми возможными способами и не соотнося цель со средствами.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.