Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




В чём видит В. Быков истоки подвига и предательства? По повести В. Быкова «Сотников» (Школьные сочинения)

Война — ужаснейшее испытание для человеческой души, и не из-за мучительного страха смерти, который всякий ощущает на ней, но и потому, что на войне человек открывает свою подлинную суть. Одни выдерживают это испытание, оставаясь людьми, другие ломаются, превращаясь в нелюдей.

В повести «Сотников» Василя Быкова — два главных героя, Сотников и Рыбак. Оба сражались отряде партизан, оба питают ненависть к фашистам и полицаям, оба как могут приближают победу, но путь к ней тернист и труден, и на нём Сотников гибнет как герой, а Рыбак становится предателем и убийцей.

Было бы ясно, если бы Рыбак, скажем, с детства совершал подлости, а Сотников, наоборот, был бы всегда правильным и принципиальным.

Если бы, уже будучи в отряде, Рыбак был плохим бойцом, прятался за спины товарищей, а Сотников всем помогал и вёл за собою в бою. Но в повести действие разворачивается совсем иначе. Рыбак — хороший партизан, он гораздо более приспособлен к жизни в лесу, нежели Сотников. Рыбак прекрасно ориентируется на местности; он силен, вынослив, смел. Отправляясь на задание (нужно доставить продовольствие для отряда), Рыбак, прежде всего, тревожится о тех, «которые мерзли теперь на болоте». И о Сотникове он заботится: делится с ним едой, не оставляет после перестрелки, хотя в одиночку точно смог бы сбежать. И всё это доброе, хорошее в своем герое Быков будто нарочито выделяет.

В отличие от Рыбака, Сотников слаб физически. На задание он пошел совершенно больной (кстати, они и попали в лапы полицаям, потому что Сотников, не сдержавшись, закашлялся); пользы от него немного — он сам нуждается в помощи. И всё-таки есть в нём большая внутренняя сила, подпитываемая принципами, которых Рыбак не понимает. Интересно, что убеждения Сотникова, тот нравственный свод законов, по которому он живет, не проявляются «громко», а раскрываются в мелочах.

Вот он, болея, пошел на задание лишь из-за того, что «другие отказались», вот с недоумением смотрит на Рыбака, для которого снять с мужика шапку, чтобы самому было теплее, вовсе не сложно; ведь необязательно снимать — можно договориться. Вот Сотникову стыдно принять помощь от старосты с женой, ведь он «не желал им ничего хорошего», а ещё он соглашается остаться у Демчихи, невзирая на обиду, чтобы не стать для Рыбака обузой.

Для Рыбака такое поведение Сотникова непонятно, оно подчас раздражает его, потому что он никогда не предъявляет к самому себе таких требований, как Сотников. Когда-то давно, в детстве, Рыбак поступил очень благородно и самоотверженно: «бросился под кренящийся тяжелый воз», поддержал его плечом. Его за это похвалили, "да и он сам был доволен своим поступком — всё-таки спас от беды себя, коня и девчонок…". Заметим: «себя» — на первом месте; «был доволен», но не горд. Слово «доволен» автор вообще очень часто употребляет, передавая состояние своего героя. После того случая Рыбак поверил в собственную смелость, стал думать, что в жизни главное — «не растеряться и не струсить»; он живёт с убеждением, что так будет всегда, и для этого совсем не обязательно прикладывать какие-то усилия.

Случившееся же с Сотниковым, — совершенно иное. Отцовский маузер было запрещено трогать, но мальчик взял его, и тот нечаянно выстрелил. Мать убедила его во всём признаться отцу. Он так и поступил, лишь не сказал о том, что решение сознаться во всём предложила ему мать. Сотников враньем заслужил прощение отца, и «это был урок на всю жизнь». Больше он никому не солгал за всю жизнь и, глядя в глаза, говорил людям правду.

Наверное, это и было главное в характере Сотникова: за всё держать ответ, прямо смотреть в глаза, не врать, всю ответственность принимать на себя. Вспомним: перед смертью он мучается не от физической боли, а от осознания, что из-за него страдают невинные люди.

Рыбак был эгоистом всю жизнь. Жить для него — главное, и он предпочитает не размышлять ни о чем. Жить, во что бы то ни стало. Так он и становится предателем и убийцей.

Казалось бы, мелочь: забыть людей, спасших его, и девушку, его полюбившую; взять овцу у старосты, несмотря на то, что он служит немцам; на допросе попытаться обмануть следователя, назвав место, где базировался отряд партизан, только не его, а другой...

Рыбак и не осознает, что стал предателем ещё до того, как согласился служить в полиции. Желание жить, в его представлении, оправдывает всё. Он думает, что сумеет «вывернуться», "договориться", но это невозможно, и Рыбак, сам того не замечая, переступает нравственную черту, которая отделяет Человека от его жалкого подобия.

Дважды Быков скажет о своём герое, что тому «чего-то явно не доставало», он чего-то «недобрал» в жизни. Может быть, это «что-то» — нравственные правила. Он никогда не ощущает себя виноватым; наоборот, он всегда ищет виноватого среди других людей; себя же Рыбак постоянно оправдывает; свои заботы для него всегда на первом месте. «Что они все ему», — думает Рыбак о Петре, Басе, Демчихе; ведь главное он сам остался жить, выбив из-под ног Сотникова чурбан… И только в конце Рыбак осознаёт, что пути назад для него уже нет.

А Сотников думает лишь о том, как достойно принять смерть; это для него — последний бой, и он не имеет права бояться. Не случайно фильм, поставленный по этой повести Василя Быкова, называется «Восхождение» — восхождение на свою Голгофу, к вершинам человеческого духа.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.