Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Вопрос о воспитании в повести Л. Н. Толстого «Детство» и рассказе И. А. Бунина «Цифры» (Литература XIX века)

Разные семьи — разные взаимоотношения. У каждого члена семьи свой характер, свои методы воспитания. Между детьми и взрослыми нередко возникают конфликты. Взаимоотношениям в семье уделяют внимание

Л. Н. Толстой в своей повести «Детство» и Бунин в рассказе «Цифры».

Повесть «Детство» автобиографичная. Главный герой-Николенька Иртемьев — мальчик впечатлительный и чуткий. Однажды утром Николеньку разбудил хлопок. Открыв глаза, он понял, что это Карл Иванович убил над его головой муху, и рассердился: «Только о том и думает всю жизнь, — прошептал я, — как бы мне делать неприятности».

Но вот учитель садится на кровать, начинает говорить ласковые слова, и сердце мальчика наполняется расскаяньем, любовью к воспитателю. В книги есть еще один эпизод посвященный старому учителю. Детей отправляют в Москву, а значит, в услугах Карла Ивановича больше не нуждаются. Учитель обижен такой неблагодарностью: «…да, теперь я не нужен стал, меня и надо прогнать; а где обещания? Где благодарность?». Николенька сочувствует этому горю: « …мне было больно, что отец и Карл Иванович, которых я почти одинаково любил, не поняли друг друга». Что может он — этот мальчик сделать для восстановления взаимопонимания между двумя взрослыми? Это больше всего и огорчает ребенка. К счастью, всё закончилось хорошо: Карл Иванович остался в семье.

Однажды Николенька разлил квас на скатерть. В наказание Наталья Савишна словно котенка начала тереть его «мокрым по лицу». Мальчик разревелся от злости: «Наталья, говорит мне ты и ещё бьёт меня по лицу мокрой скатертью». Наталья Савишна всего лишь крепостная. И не смотря на юный возраст, ребенок уже смутно осознает свое превосходство над ней. Однако, когда няня извинилась у него не хватило сил «взгляуть лицо доброй старушке», мальчику стало стыдно за свои мысли: «...и слезы потекли еще обильнее, но уже не от злости, а от любви и стыда». Мы видим, что у героя происходят в душе изменения. Он растет нравственно.

Взаимоотношения между взрослым и ребенком рассматривает Бунин в своем произведение «Цифры». Автор рассказывает о мальчике Жене, которым овладела мечта научиться писать цифры. За помощью ребенок обращается к своему дяде, но тому не до племянника. Оправдывая свое невнимание тем, что «не полагается баловать детей», родственник откладывает исполнение мечты Жени до следующего дня. В конце концов, жажда знаний выливается в истерику. Это, конечно, вызвало недовольство взрослых. Не считая нужным удерживать гнев, дядя шлепнул ребёнка и вытолкал из комнаты. Мама отнеслась ко всему происходящему спокойно, а бабушка «едва сидела на месте. Её сердце рвалось в детскую, но, в угоду мне и маме, она крепилась…». В данном конфликте виноват и взрослый, и ребенок. Ведь дядин отказ был продиктован отнюдь не желанием воспитать, а собственной ленью и пренебрежением к простому детскому желанию. Женя же виноват в том, что вместо того, чтобы проявить терпение, устроил истерику. Только спустя годы каждый из них понял свою неправоту в этой ситуации. Рассказ Бунина учит взрослых сдерживать свой гнев, а детей быть терпеливей.

В повести Толстого «Детство» и рассказе Бунина «Цифры» герои учатся анализировать своё поведение. Объединяет произведения главная мысль: взрослые должны воспитывать детей любовью, добротой, ненавязчивым собственным примером. А дети с понимание относиться к общим семейным проблемам.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.