Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Александр Блок: путь лирического героя в «трилогии вочеловечения». Часть 2. Страшный мир и поэма «Двенадцать» (Блок Александр)

Еще во втором томе трилогии Блока впервые затрагивается тема безысходности жизни. Люди надеются на лучшее, что их ждет счастье на земле:

– Мир рутины страшен герою. Даже само творчество становится для него мукой, демонизируется. К Музе лирический герой обращается как к врагу: «Есть в напевах твоих сокровенных роковая о гибели весть. <…> Для иных ты — и Муза, и чудо. Для меня ты — мученье и ад. <…> Я хотел, чтоб мы были врагами, так за что ж подарила мне ты луг с цветами и твердь со звездами — всё проклятье своей красоты?» – хотя он продолжает наслаждаться красотой, что дарит ему вдохновение.

В стихотворении «Двойник» лирический герой встречает

кого-то знакомого, но не может понять, кого: «Вдруг вижу — из ночи туманной, шатаясь, подходит ко мне стареющий юноша (странно, не снился ли мне он во сне?), <…> Знаком этот образ печальный, и где-то я видел его… Быть может, себя самого я встретил на глади зеркальной?» – может быть это сам герой, он не знает, он полностью дезориентирован в этом мире.

И самое страшное в этом «Страшном мире» то, что даже после смерти человек остается в нем: «Живи еще хоть четверть века - все будет так. Исхода нет. Умрешь - начнешь опять сначала и повторится все, как встарь: Ночь, ледяная рябь канала, аптека, улица, фонарь.» – Если Ад уже на земле, то после смерти человек снова попадет на землю и повторит свой путь. В цикле «Возмездие» Блок судит сам себя за путь, который он прошел. В стихотворении «Шаги Командора» лирический герой принимает наказание за то, что исчерпал жизнь: «Жизнь пуста, безумна и бездонна! Выходи на битву, старый рок!» – Его идеал и смысл жизни – Донна Анна в могиле и сам лирический герой близок к смерти. Но, как ни странно, он все еще сохраняет надежду на возрождение идеала: «Донна Анна в смертный час твой встанет. Анна встанет в смертный час.»

В противовес «Страшному миру» Блок создал цикл «Родина». В нем он возвращается к идеям младо-символизма. Свой новый идеал он находит в России. В под-цикле «На поле Куликовым» Блок осмысляет исторический путь России как: «И вечный бой! Покой нам только снится сквозь кровь и пыль…» – Лирический герой встает в ряд воинов, защищающих Родину: «Я — не первый воин, не последний, долго будет родина больна.» – он готов связать с ней свою жизнь. В лице Родины к нему возвращается забытое божество: «Был в щите Твой лик нерукотворный светел навсегда.»

Блок видит красоту Родины сквозь её недостатки, соответственно традициям младо-символизма: «Россия, нищая Россия, мне избы серые твои, твои мне песни ветровые,- как слезы первые любви! <…> Какому хочешь чародею отдай разбойную красу! Пускай заманит и обманет,- не пропадешь, не сгинешь ты…»

Но Блок усложняет образ Родины тем, что она может погибнуть. В стихотворении «На железной дороге» красивая девушка лежит, раздавленная поездом, символизируя гибель России под колесами технического прогресса: «Любовью, грязью иль колесами она раздавлена — все больно.» – Путь России не предопределен, её красота может сгинуть вместе с ней.

В конце своего жизненного пути Блок переживает творческий кризис. Он принял русскую революцию как новый путь развития России, но разочаровался в ней. Отражением этого стала его поэма «Двенадцать». В ней действие происходит во время метели – символа гражданской войны. Двенадцать человек с оружием идут и стреляют со скуки в тех, кого посчитают врагами революции: «Товарищ, винтовку держи, не трусь! Пальнём-ка пулей в Святую Русь — В кондовую, в избяную, в толстозадую! Эх, эх, без креста!» – Блок намеренно изображает солдат похожими на уголовников, богохульниками без креста. Он не понимает их намерений: «Мы на горе всем буржуям мировой пожар раздуем, мировой пожар в крови — Господи благослови!» – Для него революция нужна лишь чтобы разрушить, а не создать. Но даже такие «революционеры» не лишены человеческого сочувствия: «Ох, товарищи, родные, эту девку я любил…» – а значит, надежда есть.

Финал поэмы неоднозначен: «Впереди — с кровавым флагом, и за вьюгой невидим, и от пули невредим, <…> В белом венчике из роз — впереди — Исус Христос.» – Это второе пришествие, знаменующее начало Апокалипсиса. Для Блока революция это конец миру. Но белый венчик из роз означает надежду на возрождение.

Подводя итог становления лирического героя Блока, можно заметить, что он прошел долгий путь от надежды на служение идеалу «вечной женственности» к разочарованию в нем и в жизни в целом. Затем к обретению нового идеала в лице Родины и к новому разочарованию в её историческом пути. Блок начал с идей младо-символизма, и вернулся к ним опять, но уже с более широким и глубоким пониманием.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.