Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Анализ стихотворения «Имя твоё — птица в руке...» (Цветаева Марина)

В каждом времени есть свой главный поэт. Для Золотого века идеалом, образцом для подражания, главным литературным авторитетом был Пушкин. Именно ему посвятил своё самое известное стихотворение Михаил Юрьевич Лермонтов, именно с ним так мечтал встретиться Николай Васильевич Гоголь. Одной из центральных фигур Серебряного века был Александр Блок. Выше других современников чтил его Сергей Александрович Есенин. Именно Блоку поэт показал свои стихотворения, когда приехал в Петербург. Марина Ивановна Цветаева едва ли не обожествляла Блока. Она посвятила ему целый цикл из шестнадцати стихотворений. Да и потом, уже вне цикла, адресовала этому поэту ещё пять произведений.

Первое стихотворение, посвящённое Блоку — "Имя твое — птица в руке...".

Оно состоит из трёх строф, не имеющих чёткой ритмической организации. Строки же связаны парной рифмой. В первой строфе Марина Цветаева говорит об имени поэта с фонетической и графической точек зрения. Характеристики передают способ произношения (одно единственное движение губ, льдинка на языке, серебряный бубенец во рту). Вопросы может вызвать четвертая строка, ведь фамилия поэта состоит из четырёх букв. Однако не нужно забывать, что на тот момент в языке еще существовала буква "Ъ" и имя Блока писалось с этим знаком на конце. Пятая строка передаёт краткость фамилии.

Во второй строфе описывается звучание имени и ассоциации, которые оно вызывает. По признаку краткости и эмоциональному впечатлению имя поэта сравнивается со звуком, который раздается, когда камень падает в пруд, со щелчком курка. В этой же строфе присутствует и отсылка к стихотворению Блока "Я вышел в ночь — узнать, понять" (щелканье ночных копыт). Все предметы во второй строфе наделяются свойствами живых существ (камень всхлипывает, курок называет имя).

В третьей строфе вновь повторяется анафора, с которой начинается стихотворение. Это создает ощущение "закольцованности" произведения. Однако в тоже время здесь присутствует градация. Если в первой строфе Цветаева говорила о том, как прекрасно имя поэта, то здесь она едва ли не признается в любви адресату стихотворения. Поэт словно останавливает себя (экспрессию, неподконтрольность эмоций передаёт междометие), но потом всё же сравнивает имя с поцелуем. Метафора "нежная стужа век" несёт в себе яркую эмоциональную характеристику, делает образ Блока чистым, недоступным.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.