Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Жанр поэмы в творчестве русских писателей (Литература XIX века)

С начала девятнадцатого века жанр поэмы традиционно относится к романтическому методу художественного изображения и до 20-ых годов занимает центральное положение в русской литературе. Хронологические рамки определены тем, что с этого времени и до начала 40-ых годов происходит размывание жанровых границ. Этот процесс свидетельствует не только об угасании романтизма, но и о постепенном исчезновении из читательского кругозора лирических текстов.

Прежде всего следует оговорить выбор произведений, потому что авторские и теоретические определения их жанров могут отличаться или совпадать. “Евгений Онегин” и “Медный всадник” А. С. Пушкина относятся к первой категории, а “Мцыри” и “Демон” М. Ю. Лермонтова – ко второй. В датировку первой половины девятнадцатого века также входят “Мёртвые души” Н. В. Гоголя, жанр которых необходимо рассмотреть.

В письме А. Дельвигу Пушкин называл будущий роман в стихах “новой поэмой”, в которой он “забалтывается донельзя”.

Сейчас эта особенность называется авторскими отступлениями. Именно благодаря их содержанию, раскрывающему дворянский и крестьянский быт начала девятнадцатого века, “Евгений Онегин” принимает от Белинского звание “энциклопедии русской жизни”. Соединение эпических и лирических жанровых черт, переплетение сюжетной линии и пояснительных замечаний Автора дают право назвать роман в стихах новаторской поэмой. Главный герой, типичный для своего времени молодой дворянин, изображён в типических обстоятельствах – получение наследства, светская жизнь, скука и переезд в деревню, путешествия по свету и возвращение. Реалистический метод изображения противоположен традиционному, героическому изображению главного героя поэмы. Поступки Евгения Онегина имеют неоднозначную оценку, как и его поведение в обществе. Однако за обыкновенной моделью поведения светского человека стоит его духовная эволюция, попытка преодоления власти обстоятельств и трагическая любовная линия. По мере того, как герой достигает прозрения и приходит к осознанию любви, отвергнутая им героиня погружается в образ жизни светского общества, поэтому и Евгений, и Татьяна попадает в безвыходную ситуацию. Образ Автора, комментирующего эти события, сопутствует героям на их пути и занимает центральное положение в романе. Также Автор создаёт иллюзию открытого финала, потому что не заканчивает повествование, а в дополнительной восьмой главе ведёт диалог с читателем. Новизна сюжетной линии, введение новых жанровых особенностей и реалистических традиций – всё это делает “Евгения Онегина” выдающимся произведением своего времени.

Петербургская повесть “Медный всадник” продолжает начатое романом в стихах размывание жанровых границ. Созданная по типу северной поэмы, она призвана сосредоточить внимание на медитативности и размышлениях. Автор раскрывает тему власти через противостояние маленького человека и петербургского мифа о Медном всаднике. В первой главе при описании наводнения Евгений в наполеоновской позе сидит верхом на льве, скрестив руки, и к нему спиной расположен памятник Петру I. Их равное положение показывает масштаб личности петербургского чиновника, в чём заключается авторская ирония. Так, герои проходят испытание стихией, в результате которого миф о Медном всаднике развенчан, а Евгений трагически погибает от безумия. Нетипичный способ изображения маленького человека, пострадавшего от мистического видения, в критической ситуации приближает повесть к романтической традиции. Как и “Евгений Онегин”, это произведение может считаться поэмой с изменёнными жанровыми чертами.

Однако с вступлением Лермонтова в сферу русской литературы происходит последний всплеск романтизма. Не до конца исчерпанный, этот метод изображения воплощается в поэмах “Мцыри” и “Демон”. Они принадлежат к той категории, когда теоретичское и авторское определение жанра совпадает, и помимо этого они отличаются от остальных поэм того же времени. Главные герои находятся в поиске недостижимого – грузинский монах хочет воссоединиться со своим родовым племенем, а Демон – того неопределённого, что развеяло бы его скуку и дало новый смысл жизни. Их романтические образы показываются в новом, антиромантическом свете: мцыри бежит от уединения к обществу, а мечущийся дух зла побеждён силой любви Тамары, хотя именно она становится его жертвой. Нависший над ними рок препятствует реализации их стремлений и желаний, в чём отражается байроническая традиция – трагический исход судьбы неотвратим, а все попытки изменить его бесполезны. После переживания своего пикового романтического состояния в творчестве Лермонтова русская литература обратилась к реалистической прозе, на долгое время погрузившись в исследование тонкостей типов людей и их сознаний.

Один из писателей этого периода, Н. В. Гоголь, создаёт типичный авантюрный роман, роман большой дороги, и называет его поэмой. Однако уже по окончании первой части “Мёртвых душ” автор признаётся, что она “не похожа ни на повесть, ни на роман”. Причина этому заключается в преобладании голоса автора и его лирических отступлений в прозаическом тексте. Отрывки о свойствах желудка господина средней руки, о двух типах писателей-художников, о двух типах патриотического сознания – Мокие Кифовиче и Кифе Мокиевиче, кроме того, что раскрывают авторскую позицию или характеристиризуют эпоху, также дают представление о национальном типе человека. Раскрытию многогранности русского характера помогает выбор Гоголем анекдотических ситуаций, заложенных в основе его произведений. В образе Павла Ивановича Чичикова отражается распространённый по всей стране тип дельца, а в образах помещиков сконцентрированы типичные русские характеры. Масштаб замысла Гоголя помогает созданию новой поэмы, в которой главенствует не романтический, а реалистический взгляд на окружающий мир. Юмор, ирония, сатира, пристальное внимание к иногда ничего не значащим деталям (тульская булавка в форме пистолета) – все эти средства изображения комического снижают традиционный тон поэмы, но не лишают её лиризма.

На примере пяти художественных произведений первой половины девятнадцатого века можно показать переход от романтического мировосприятия к реалистическому, наблюдается возрастание в поэме эпических жанровых элементов; стихотворные тексты постепенно уступают место прозаическим. Типизация героев и обстоятельств снимает с автора обязанность комментировать события и участвовать в повествовании, поэтому главную позицию занимает объективная точка зрения. Так, жанр поэмы уходит с литературного пространства, оставляя возможность для развития очеркам, рассказам, повестям и в особенности романам.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.