Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Роль ремарок в пьесах А. П. Чехова и М. А. Булгакова (Литература XIX века)

Русская драматургия на рубеже XIX–XX веков на фоне социальных событий переживает появление “новой драмы”. Призванное выявить проблемы современности, это течение обращает внимание зрителей на скрытые моменты общественной жизни. Обозначаемая также, как новый тип конфликта, новая драма противопоставляет человека и действительность. Ключевую роль в ней играют ремарки в пьесах А. П. Чехова, и последующих писателей XX века, как, например, М. А. Булгакова, которые развивают внесённые в драматургию чеховские приёмы, перерабатывая их, открывают новые.

Так, в пьесах “Вишнёвый сад” и “Дни Турбиных” функции ремарок можно разделить на три типа: общие (фоновые), характеризующие персонажей и описывающие место действия.

Ремарки в комедии Чехова также имеют жанроопределяющее значение. Несмотря на общий драматический тон произведения, замечания, которые описывают героев, их эмоции и движения, наделены авторской иронией. То, как в первом действии спотыкается Епиходов и роняет букет, как Гаев делает движения, будто бы играет в бильярд, и затем повторяет любимую приговорку “жёлтого в угол, дуплет в середину”, создаёт абсурдное положение – как говорил Чехов, «на сцене люди обедают, пьют чай, а в это время рушатся их судьбы» . Оказавшись в нём, герои по-детски беспомощны и поэтому наступающая новая эпоха вытесняет человека прошлого, который не способен объективно оценить ситуацию. Из его надломленности и слабости вырастают полу-конфликты: недовольство старого слуги Фирса нововведениями (крепостное право), инфантилизм Раневской и Гаева, замкнутость и глухота каждого героя в пьесе. В соединении полу-конфликтов с комическими чертами возникает резонанс, направленный на неоднозначное восприятие пьесы читателем и зрителем, автор напрямую ведёт диалог с ними.

Образ чеховского героя-неудачника воплощается в Лариосике в “Днях Турбиных”. Приехавшего в самое неудобное время кузена из Житомира никто не ожидает, потому что телеграмма в шестьдесят три слова не была заранее получена. Булгаков в этих подчёркнуто нелепых обстоятельствах доводит комизм до гротеска, но при этом жалеет этого героя. Лариосик, испытывая к Елене чувство неразделённой любви, пытается преодолеть свои недостатки, в его речи появляется высокий поэтический тон, и сам он признаётся, что пишет стихи. С большим трудом доставшаяся бутылка водки, чудом донесённая до дома, падает и разбивается, когда Лариосик слышит о том, что Елена выходит за Шервинского. Ремарки не только помогают создать на сцене соответствующий образ персонажа, но и создают особенное пространство внутри текста.

В новой драме наиболее часто используемая ремарка – молчание, обозначение «паузы» (она 32 раза появляется в “Вишнёвом саде”), «тишины» или в самых напряжённых сценах «мёртвой тишины» (например, в «Днях Турбиных» автор так описывает атмосферу после речи Алексея Турбина в Александрийской гимназии). Чехов, и вслед за ним Булгаков, используют ремарку молчания, чтобы показать отстранённость персонажей, их замкнутость во внутреннем мире и глухоту к внешнему. Также она кроме создания эмоционального фона формирует подтекст, «подводное течение» пьесы, которая разделяется на два плана. В них по-разному отображаются события, герои говорят не то, что на самом деле думают. Лопахину и Варе прочат скорую свадьбу, однако для неё “ничего нет, всё как сон”, он “заглядывает в дверь и мычит”, дразнит её. Герои Булгакова также живут в двух мирах: их речь прерывается паузами; Алексей, Мышлаевский и Студзинский стараются не посвящать Елену в споры, чтобы создать видимость благополучия. Так, Мышлаевский грубо прогоняет Тальберга, а ей говорит, что они “мило поговорили”. С развитием действия герои становятся ближе друг к другу, смерть Алексея и ранение Николки объединяют их и сплачивают. Они, хотя и не окончательно, преодолевают разделяющие их стены непонимания. Будущий конфликт “белых” и “красных” сил только намечается, пока Студзинский и Мышлаевский говорят о взглядах на власть. Шервинский получает шанс исправиться и добиться уважения Елены – автор отмечает, как он “увял”, когда рассказывал о вине, при взгляде на неё. Изменения в лучшую сторону не касаются только покинувших сцену Тальберга и Алексея.

Фоновая ремарка в “Вишнёвом саде” поддерживает эмоциональное напряжение на протяжении пьесы. “Звук лопнувшей струны” неприятен для Раневской, потому что он заставляет прервать череду воспоминаний о прошлом. Звук этот повторяется и в конце комедии, дополняемый стуком топоров по дереву. Состояние разрушения, угасания, ухода прошлого века, надлом человеческой личности воплощаются в образах Фирса и старого смотрителя гимназии Максима. Больной слуга, забытый в старом доме, «лежит неподвижно». Зритель и читатель не знают, но догадываются о его смерти, автор искусно вуалирует её. После роспуска юнкеров в Александрийской гимназии Максим негодует на разгром казённого имущества. Его прогоняют Алексей и Мышлаевский, и ремарка «уходит» сменяется на «исчезает». Дальнейшая судьба обоих героев остаётся неизвестной, авторы не дают конкретной точки завершения.

Описание места действия имеет символическое значение для «Вишнёвого сада» и «Дней Турбиных». Кольцевая композиция – возвращение в то же пространство – замыкает пьесу, уподобляя её своим героям, акцентирует внимание на внутреннем мире личности. В комедии Чехова действие начинается и заканчивается в усадьбе имения Раневской, в комнате, которая называется детской. В драме Булгакова – в квартире Турбиных. Интересно, как автор показывает смену эпохи, правительства и общественного настроения: первая интерьерная ремарка показывает, что часы в гостиной бьют девять раз и затем играют менуэт Боккерини. Из диалога в конце пьесы становится известно о девятикратном салюте из пушки и игре оркестром «Интернационала». Промежуточный период смены власти завершается и два месяца событий коренным образом меняют жизнь одной семьи, как в настоящем ходе истории изменились судьбы семей России.

Роль ремарки в пьесах Чехова и Булгакова без преувеличения ключевая: она составляет основу новой драмы и, перемежаясь с диалогом, является опорой автора, его возможностью повлиять на понимание произведения. Как элемент субъективного оценивания, ремарка показывает авторское отношение к герою, помимо характера, движений, эмоций также определить его место в системе персонажей. Фоновая ремарка воссоздаёт историческую эпоху и время действия, отражает общую атмосферу и эмоциональное состояние каждого героя. Замечания к интерьеру, месту и обстановке в действии играют как описательную роль, так и композиционную. Ремарка собирает в себе всё многообразие элементов и деталей пьесы, становясь главным инструментом драматурга.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.