Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?





ПОИСК:

У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!


Пространственно-временная организация стихотворения «Накануне годовщины 4 августа 1864 года» (Тютчев Ф. И.)


Само название стихотворения Ф.И. Тютчева «Накануне годовщины 4 августа 1864 года» говорит о дате его написания, а именно - за день до наступления первой годовщины смерти любимой женщины поэта

Елены Денисьевой. С первых строк становится понятным настроение данного произведения, которое является по сути тоской, «плачем» по безвозвратно потерянному любимому человеку.


Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Как стать экспертом?

Опираясь на анализ Ю.М. Лотмана, я хочу проанализировать семантику отдельно взятых строф поэтического текста, а также пространственно-временные отношения между ними.

Итак, стихотворение состоит из трех строф, каждая из которых безусловно несёт определенную смысловую нагрузку. В начальной строфе, на первый план выходит авторское «я», то есть перед нами предстает нарратор в образе уже немолодого, уставшего человека, путь которого нелегок.

«Вот бреду я вдоль большой дороги

В тихом свете гаснущего дня...

Тяжело мне, замирают ноги...

Друг мой милый, видишь ли меня?»

Глаголы в настоящем времени «бреду», «замирают (ноги)», явственно указывают на то, что лирическому герою тяжело, путь его труден. По словам Лотмана в этих строках представлен «реальный, земной пейзаж». Однако очевидна двойная семантика образов «большая дорога» (помимо передачи прямого значения, словосочетание становится олицетворением длинного жизненного пути автора) и «гаснущий день» (с одной стороны – завершение дня, с другой же – старость и приближение смерти). В последней строке четверостишья (ровно, как и в последних строчках следующих двух строф), автор обращается к своей возлюбленной. Называя её «друг мой милый», он тем самым как бы ставит ее в один ряд с собой, но ее уже нет на земле и мы понимаем, что взгляд, о котором идет речь направлен сверху, с небес.

Во второй строфе сам образ нарратора уже не столь значителен, здесь речь идёт о его мыслях (воспоминаниях) и о мире в целом.

«Всё темней, темнее над землею –

Улетел последний отблеск дня...

Вот тот мир, где жили мы с тобою,

Ангел мой, ты видишь ли меня?»

Сумрак сгущается, день уже совсем закончился, всё ближе фатальная дата и на душе становится все темнее от осознания безвозвратности прошлой светлой жизни, где рядом была любимая. И, словно «спасаясь» от этой темноты, мысли автора перемещаются из настоящего времени в прошедшее (в «тот мир, где жили мы с тобою»). Переход героя на внеземной уровень пространства передаётся указательным местоимением «тот», он мысленно снова вместе со своей возлюбленной («мы с тобою»). И вновь четвертый стих строфы возвращает автора к исходному земному переживанию личности: «Ангел мой, ты видишь ли меня?» - видишь ли, как я мучаюсь без тебя?!

В третьей строфе говорится о событиях, которые еще только будут происходить:

«Завтра день молитвы и печали,

Завтра память рокового дня...

Ангел мой, где б души ни витали,

Ангел мой, ты видишь ли меня?»

Нарратор задается вопросом возможности внеземной встречи. Где витают души? Состоится ли желанная встреча? Четвертый стих прерывает сомнения, возвращая героя в настоящее время, отрицая невозможность необходимого. «Ангел мой, ты видишь ли меня?» - обращаясь к любимой, автор настаивает на том, что встреча должна произойти.

Таким образом, очевидна сложность пространственно-временной организации данного стихотворения, так как, помимо перемещения из настоящего в прошлое, затем в будущее и снова в настоящее, лирический герой движется в пространстве, поднимаясь с каждым четверостишьем всё выше, и масштабы этого пространства постепенно увеличиваются. «Смена образов мира и движение поэтического «я» внутри этого мира придаёт тексту ту динамичность, которая по мнению исследователей, характерна для лирики Тютчева», - пишет М.Ю.Лотман.



Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id60424




Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском


РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?



Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
Сообщить о плагиате

Copyright © 2011-2020 «Критическая Литература»

Обновлено: 01:08:25
Яндекс.Метрика Система Orphus Скачать приложение