—частливого нового года от критики24.ру критика24.ру
¬ерный помощник!

–≈√»—“–ј÷»я
  вход

¬ход через VK
забыли пароль?

ѕроверка сочинений
«аказать сочинение




ѕќ»— :

” нас более 100 000 материалов воспользуйтесь поиском! ¬ам повезЄт!

„еловек живет словами. „асть 4. (Ћесков Ќ —)

Ќазад || ƒалее

Ќедовольство действительностью, цар€щими в обществе пор€дками испытывает просветитель по натуре, Ђагитатор искренний и бесстрашныйї. ƒл€ Ѕогословского составл€ет смысл жизни говорить с людьми Ђпро неправды бессудные, про обиды безмерныеї. » не находит герой равных себе, близких по духу сотоварищей. ¬ тоске по союзникам и поддержке он взывает: Ђ—езам, —езам, кто знает, чем —езам отпереть, Ч вот кто нужен!.. ћужа, дайте мужа нам, которого бы страсть не делала рабомї.

Ќо еще мрачнее сомнение в цели, в том, что есть Ђсекретї, который бы стоило искать: Ђѕонимаете, этого слова-то Ђ—езам, отворисьї, что в сказке говоритс€, его-то и нет!ї ќтвергнутому всеми ему приходитс€ сделать вывод о своей неприменимости, о своем Ђпостылом житьеї: Ђƒелать мне здесь нечего, и € одним себ€ утешаю, что нигде, видно, нечего делать опричь того, что все делают: родителей поминают да свои брюхи набиваютї. √орек выстраданный им ответ на вопрос: Ђ–усь, куда стремишьс€ ты?ї: ЂЌекуда идти. ¬езде все одної. —трасти Ђдобровольного мученикаї завершаютс€ его самоубийством, последним выходом из тупика. ¬ душном, темном Ђкуточкеї, как будто специально отделенном от просторной лесной пол€ны, залитой лунным светом, наход€т ќвцебыка вис€щим на кресть€нском по€ске.

“ак уже в первом развернутом опыте Ћесков-художник показал себ€ чутким и проницательным летописцем эпохи. ƒрама его. геро€ была обусловлена временем, а вместе с тем писатель надолго вперед предугадал будущую трагедию народнического движени€: по словам ћ. √орького, Ђв печальном рассказе Ђќвцебыкї чувствовалось предупреждающее ЂЌе зна€ броду Ч не суйс€ в воду!ї. Ќесовместимость с реальностью, разобщение с людьми делают неизбежным сравнение Ѕогословского с тургеневским Ѕазаровым, по€вившимс€ несколько раньше. Ћесков продолжил начатое писателем-современником исследование нового общественного типа и его отношений с жизнью, дав открыто социальный и даже политический разворот его судьбе.

 ажда€ эпоха не только выводит на историческую сцену новых героев, но и по-своему направл€ет самое обычное, вечное про€вление человека, обуздыва€ или разв€зыва€ побуждени€ личности, внос€ в людское сознание новые мерки или отмен€€ старые.   особенност€м переходного времени относ€тс€ двоение этических критериев, смешение пон€тий, потер€ прочных ориентиров. 60-е годы вызвали пересчет возможностей личности, обостренное вы€снение границ между злом и добром, проверку всего знаемого и, казалось бы, навсегда установленного. Ћитература при этом и передавала сум€тицу усложнившейс€ жизни и выполн€ла задачу общественного самоанализа, отыскива€ верные пути дл€ современников.

¬ повести-Ђочеркеї ЂЋеди ћакбет ћценского уездаї (1865) внимание Ћескова направлено на судьбу женщины. Ђ»ной раз в наших местах задаютс€ такие характеры...ї Ч начинаетс€ повест-иование о  атерине »змайловой, и с первых страниц в центре загадка характера героини, из которого в значительной мере выводитс€ и ее судьба. —трасти шекспировских размеров в захолустном городишке... ќткуда они возникли, к чему привели?

Ђ—овершающа€ драму любвиї  атерина Ћьвовна как будто идет по следам  атерины  абановой из Ђ√розыї ќстровского, чувство которой €вилось знаком освобождени€ личности, восстановлени€ в правах человеческого начала, вызовом домостроевскому укладу. Ёпоха раскрепощени€ прежде всего освобождает вековечные стремлени€ человека к счастью, радости, любви, оправдыва€ их. Ќо Ћесков показывает, что подавл€вшеес€ желание счасть€ и неожиданное открытие любви, свобода хотений и действий могут обернутьс€ страшными, бесчеловечными последстви€ми. » это несмотр€ на то, что сам процесс свободного про€влени€ личности оправдан и полон значительности. ¬месте с тем не обыкновенную преступницу показал Ћесков, не простую историю греха, а судьбу незаур€дную, замешанную на страдании. ќт леди ћакбет из ћценского уезда не так уж далеко до мучительных вопросов јнны  арениной, до скорбного опыта –аскольникова.

¬озвышение и раскованность героини, сменившей подневольную Ђскукуї на безудержное Ђвесельеї, неумолимо переход€т в жизнь, лишенную моральных запретов, сузившуюс€ до разрушительной эгоистической страсти. —тавшее над этикой самоутверждение личности попадает во власть Ђтемных желанийї и приводит ко все усиливающемус€ Ђхолодуї греховного и опустошенного существовани€ Ч вплоть до гибели в студеной воде бескрайней, свинцовой ¬олги, обдуваемой всеми ветрами. » Ђсвоею охотоюї, а не только Ђхитростьюї —ерге€ пошла  атерина Ћьвовна на жизнь, котора€ неотделима от преступлени€, от пролити€ крови и обмана...

Ќо, странное дело, как ни погр€зла лесковска€ героин€ в грехе, что-то мешает читателю вынести ей категоричный приговор. Ќе потому ли, что и автор с ним медлит?.. ѕрежде всего приговорили »змайлову сами ее поступки. ¬о врем€ расправы с мужем не купец, не хоз€ин, а просто человек кричит  атерине Ћьвовне и ее пособнику: Ђ¬арвары!ї  азалось бы, недвусмысленно мнение людского мира, посто€нно за€вл€ющего свою оценку происход€щего: Ђ—толь скверна€ бабенка испаскудилась, что уж ни бога, ни совести, ни глаз людских не боитс€ї. ѕоставило точку на страшном деле и казенное правосудие: преступница публично наказана, ч ждет ее сибирска€ каторга... ќднако Ђбез вс€кого стона, без вс€кой жалобыї переносит героин€ наказание, и не приходит к ней раска€ние. Ђ—лезы злобы и досадыї навертываютс€ на ее Ђнеплаксивые глазаї, только если обижает ее пренебрежением бывший любовник. » эта небывала€ стойкость оп€ть намекает на неучтенное обсто€тельство, о котором помнит одно Ђхудожествої.

»скусство нк-когда не сводитс€ ни к мирской Ђмолвеї, ни к судебному приговору. ≈го оценка сложнее и многозначнее, его весы обладают исключительной чуткостью... “о, что дл€ «инови€ Ѕори-сыча, мужа  атерины Ћьвовны, лишь Ђамурыї, дл€ его жены сама жизнь: и счастье, и страдание. ѕоэтому »змайлова на себ€ берет всю ответственность за соде€нное. Ќо в своей судьбе она выражает всеобщее состо€ние мира, переживающего разброд, не пришедшего к этической €сности. Ћесков показал трагедию. ≈го героин€ виновна, но во многом виною всего мира, наход€щегос€ на перепутье. Ќезаур€дность леди ћакбет из ћценска вырисовываетс€ отчетливее в сравнении с ничтожной фигурой —ерге€, дл€ которого и любовь превращаетс€ в средство достижени€ корыстных целей. »значально в протесте  атерины »змайловой против Ђскуки непомернойї, в ее желании радости содержалась правота, и забыть об этом художник считает себ€ не вправе.

ќтносительность нравственных пон€тий, драматизм встречи человека с безжалостной реальностью и невосполнимые утраты, с ними св€занные, €рко показаны и в образе ƒомны ѕлатоновны, в Ђот€готительных трудах ее и ее прекратительной жизниї (Ђ¬оительницаї, 1866). ¬ыстроив в этом произведении пестрый Ђƒекамеронї из рассказов женщины простого звани€, Ђпетербургской де€тельницыї, кружевницы, свахи, сводни, поставщицы молоденьких Ђдамокї богатым сластолюбцам, Ћесков приходит здесь по сути к своей основной манере. » она оправдывает себ€ при изображении поединка между человеческим началом и неумолимой действительностью. «а противоречи€ми характера ƒомны ѕлатоновны Ч встреча ѕетербурга и ћценска, железного века и патриархальной простоты. Ђѕетербургские обсто€тельстваї с их Ђтупой, но страшной силойї, даже и не отменив в героине ее доброту и наивное простодушие, не раз превращают ее из Ђпарииї в Ђтиранаї, искажают ее естественное про€вление.

ѕолучаетс€, что человек мучительно ищет душевного удовлетворени€, неодолимо его стремление к счастью, но не суждено ему достижение искомого и желаемого. –оли необычных, глубоких людей в жизни или нелепы (Ђќвцебыкї), или не соответствуют их натуре (Ђ¬оительницаї), или разрушительны дл€ самой жизни я окружающих людей (ЂЋеди ћакбет ћценского уездаї). Ќезаур€дные силы растрачиваютс€ не во благо.  ак же быть человеку а жестоком мире под вли€нием неумолимых обсто€тельств?  ак же быть ему с самим собой, со своими неутоленными страст€ми? ¬ Ђ∆итии одной бабыї повествователь вопрошает: ЂЁх, –усь мо€, –усь родима€! ƒолго ж тебе еще валандатьс€ с твоей гр€зью да с нечистью? Ќе пора ли очнутьс€, оправитьс€? Ќе пора ли разжать кулак, да за ум вз€тьс€?ї —амым важным становитс€ вопрос: есть ли выход, есть ли примеры, внушающие надежду?

» Ћесков отыскивает ответ, наход€ его в основном несколько позже, в 70-е годы, изменившись вместе со временем, пришедшим к глубокому раздумью, в полной мере осознав свою роль художника. ¬ своих поисках он неотделим от всей русской литературы, настойчиво искавшей реальное человеческое воплощение идеала в жизни. ƒостоевский, создатель книги о Ђположительно прекрасном человекеї, говорил в своей пушкинской речи: ЂЌо знайте, что в народе есть и праведники. ≈сть положительные характеры невообразимой красоты и силы... ≈сть эти праведники и страдальцы за правду...ї „ехов писал: Ђя верую в отдельных людей, € вижу спасение в отдельных личност€х, разбросанных по всей –оссии там и с€м Ч интеллигенты они или мужики, Ч в них сила, хот€ их и малої. Ћесков неоднократно размышл€л на эту тему: Ђ” нас не перевелись и не переведутс€ праведники. »х только не замечают, а если стать присматриватьс€ Ч они естьї. » велика их роль: Ђ“акие люди... сильнее других делают историюї. Ќо самое главное, писателем въ€ве показаны эти Ђгерои великодуши€ї, не потер€вшие своего оба€ни€ и сегодн€.

’удожник указывает выход и пример в фигурах своих персонажей Ч нест€жателей, правдолюбцев, мудрецов, Ч принадлежащих к самым разным сло€м народа и общества. ¬ их поступках дл€ Ћескова Ђсвоего рода нравственна€ азбукаї (». —тол€рова), требующа€ повторени€ и напоминани€. ќни по€вились в самых первых произведени€х писател€, и народный лекарь  рылушкин из Ђ∆ити€ одной бабыї уже из них. √ерои романа Ђ—обор€неї (1872) протопоп —авелий “уберозов и дь€кон јхилла ƒесницын, €вл€€сь церковнослужител€ми, по сути служат добру в своей среде. «атем целый р€д лесковских произведений имеет в центре сходные образы (Ђѕугалої, Ђ адетский монастырьї, Ђ‘игураї, Ђ„еловек на часахї, Ђ“упейный художникї и др.). Ђјнтикиї, редкости, аномалии, чудаки, они очень дороги прозаику, и он посто€нно к ним возвращаетс€.

ƒве повести Ч Ђќднодумї (1879) и ЂЌесмертельный √олованї (1880) Ч достаточно показательны. » Ђанекдотическа€ истори€ о солигаличском антикеї –ыжове, и судьба √олована, прозванного несмертельным, дл€ автора в прошлом, и это позвол€ет ему подвести как бы беспристрастный итог их существованию. Ђ≈ретикї, Ђмасонї, Ђбиблейский социалистї, Ђполицейский фолософї, квартальный надзиратель –ыжов своим Ђчудаческим служениемї задает городским власт€м и чиновничьему обществу нелегкую задачу. Ђ«агадочный чудакї, отказывающийс€ от вз€ток, живущий на свое жалованье, Ч нелепое исключение в р€ду алчущих и берущих. ≈сли жизненный подвиг ќднодума развернулс€ по преимуществу в сфере государственной службы, то судьба √олована больше св€зана с областью частной жизни. ќднако его Ђдомашностьї и доступность только увеличивают загадочность фигуры. Ќе случайно повесть о нем строитс€ как постепенное объ€снение легенды, существующей в людской пам€ти. Ќо, сведенна€ к реальному содержанию, судьба √олована оказываетс€ только еще более прекрасной и героичной.

‘игуры лесковских подвижников излучают свет, в окружающую жизнь они внос€т смысл и тепло. Ѕескорыстно творить подвиг добра и самоотвержени€ Ч в этом суть праведничества. ƒаже в момент всеобщего бедстви€, когда Ђвсе высшие цели быти€ человеческогої словно перестают существовать, праведник их не забывает. Ћескову-художнику удалось высветить эти черты Ђгероев великодуши€ї, но на каких же основани€х показываютс€ в его мире Ђмаленькие великие люди, веселые великомученики любви своей радиї (ћ. √орький)?

ѕрежде всего, рису€ своих праведников, писатель остаетс€ трезвым Ђсекретаремї реальности. ќн по-прежнему опираетс€ на достоверные доказательства и факты. Ђ√лазами очевидцаї показана истори€ доблестного чудака –ыжова. ќсвобождаетс€ от нереальных преувеличений легенда о √оловане. ќбраща€сь к самой анекдотической в цикле фигуре Ўерамура, Ђгеро€ брюхаї, Ђчрева ради юродивогої, Ћесков не забывает о правиле Ђисторической точностиї. ќн гордитс€: Ђ€ его записал верно...ї ќправдано внимание к этой фигуре тем, что она существовала в действительности и что вдохновл€ла Ўерамура праведна€ Ђмысль о пире нищихї, мечта Ђкормить другихї.

ќбновлено:
ќпубликовал(а):

¬нимание!
≈сли ¬ы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
“ем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читател€м.

—пасибо за внимание.

Ќазад || ƒалее
.


–≈√»—“–ј÷»я
  вход

¬ход через VK
забыли пароль?

ѕроверка сочинений
«аказать сочинение














«аказать сочинение
«аказать сочинение
«аказать сочинение
«аказать сочинение

«аказать сочинение
«аказать сочинение
«аказать сочинение