Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




М. А. Булгаков «Собачье сердце» (Читательский дневник)

Это произведение заставило меня всерьез задуматься о человеческой сущности, ее неповторимой индивидуальности. Чем отличается человек от животного, и есть ли это отличие вообще? Ведь если считать возможным жизнь собаки в теле человека и воспринимать это существо за личность, то различие между ними кажется чудовищно незначительным, оно скрыто лишь в облике. Но в этом ли познается человечность? Что вообще означает быть человеком? Ответ кроется в самом произведении. Один из его героев, профессор Преображенский, провел научный эксперимент, в результате которого сумел придать бродячему псу человеческую внешность. Однако нашел свой опыт неуместным и бесполезным, поскольку на собственном опыте убедился в том, что человека невозможно создать искусственным путем.

Автор показывает нам, что несмотря на человеческий облик и умение говорить, это не человек, хоть в его груди и бьётся доброе "собачье сердце", он по сути стал новым воплощением умершего хулигана. Именно так и названо это произведение, "собачье сердце". Человека определяет не то, как он выглядит, ведь то, что он похож на остальных не дарует ему поистине "человеческого сердца": внутреннего, духовного наполнения, моральных принципов, сознания и здравого мышления, смысла жизни или цели существования. Ведь именно это и значит быть человеком.

Автор произведения идет наперекор научной и в каком-то смысле политической точке зрения по этому поводу, приводя в пример историю Шарика. Этот герой имел человеческую внешность, способность связно разговаривать, профессию, придуманное имя ( Полиграф Полиграфович Шариков ) и документы; одним словом, "имел право на существование". Но человеком, по мнению Булгакова, он не был, хоть и описываемому обществу это было не важно, об этом никто даже не задумывался.

Булгаков в своем произведении использует очень яркое противопоставление, проводя черту между профессором и Шариком, разделяя их на разные миры, живущие под одной крышей, показывая, что лишь один из них достоин называть себя человеком. Преображенский посвятил всю свою жизнь науке, в этом он нашел свое предназначение, у него есть свои принципы, свое видение Мира. Мне кажется, что именно этот персонаж выражает авторскую позицию в произведении. С его помощью Булгаков показывает свое отношение к описываемому времени и обществу. Революционному времени, когда люди кричали о разрухе, толком не понимая значения своих слов. Разруха царила в разуме человека, в то время, как ее искали в пороках общества. Об этом говорил Филипп Филиппович, он считал, что каждый должен заниматься своим делом, врач должен лечить, дворник - мести улицы, талантливый умный человек должен управлять другими, а никак не наоборот. Ведь именно тогда, когда необразованный и глупый человек выполняет обязанности образованного, а люди из одной семьи делятся на красных и белых, готовые убивать друг друга, начинается разруха. В то время новые, еще не устоявшиеся порядки, выдуманные людьми, вышедшими из низших слоев общества, казались глупыми и бессмысленными, но говорить об этом было запрещено.

Мне кажется, что в Шарике профессор увидел свою страну, то, что с ней сделала новая власть. Ведь власть, попадая в неумелые руки, раскрывает в человеке его ужаснейшие качества. И Шарик получил эту власть, пусть и незначительную, ту, что позволяла ему командовать отловом бездомных животных, но после этого он стал вести себя гордо и надменно, считая себя способным заполучить все, что ему нравилось. Даже обвенчаться с девушкой против ее воли, запугав сокращением, казалось ему пустяком. То же происходило и в самой России. Люди необразованные, буквально вышедшие с улицы, издавали законы и наводили свои порядки.

И несмотря на все собачьи повадки Шарика, худшим в нем оставалось не это. Профессор буквально воскресил своим экспериментом бандита, чей труп использовал, в теле собаки. И осознание этого заставило его признать: эксперимент был бесполезным. Пес, каким он был до операции, гораздо ценнее того, во что его превратил гипофиз преступника, безнравственного и жестокого. Того, кого нельзя было назвать человеком. Так и дореволюционная Россия была, по мнению автора, на много лучше той, какой ее сделала революция.

По мотивам произведения Булгакова была снята в 1988 году черно-белая трагикомедия, главные роли которой исполняли талантливейшие, на мой взгляд, актеры: Владимир Алексеевич Толоконников, Евгений Александрович Евстигнеев, Борис Григорьевич Плотников, и др. Режиссером был Владимир Владимирович Бортко. Этот замечательный фильм очень близок к книге, я с огромным удовольствием его посмотрела.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.