Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Международное гуманитарное право как инструмент политики разоружения часть 2 (Психология)

Глава 2. Различные концепции Международного гуманитарного права (правил войны) с древнейших эпох до нового времени.

2.1. Исламская концепция правил войны.

Война, как и любой процесс не может существовать без определенных догм, законов. Так таковой, единой концепции «правил войны» не было. Так, с древнейших времен и до нового времени, эти правила, практически всегда, основывались только в рамках теологической догмы и имели единую цель- обратить «неверных» в свою, «правильную» веру. И эта тенденция не обошла стороной и исламскую концепцию правил войны. Например, в «Аль-Хидая» 10 глав посвящено правилам войны с неверными, которые включают в себя и устройство захваченных стран. Так, согласно «Аль-Хидая», война всегда объявляется в форме требования принять ислам или платить дань в пользу страны с «истинной» верой.

Так называемые герольды (понятие средневековой Европы), на войне имеют статус неприкосновенности, договоры, которые были заключены с неверными, не нарушаются. «Вероломство, отравление колодцев, отрезание носа и ушей» запрещается. Победитель обязан милосердно относиться к женщинам, детям, старикам и калекам. Грабеж со стороны солдат не допускается. Для исламской концепции «самой великой профессией», является профессия «быть солдатом на Пути Аллаха»

Но даже основываясь на единой религии, в исламской концепции существуют разночтения правил войны. Так, Имам аль-Аббади уподобляет захваченное во время войны имущество к охоте и собиранию дров. Подобное сравнение трофеев и добычи связано с тем, что захваченное имущество «неверных» попросту не принадлежит им, как собственно хворост и дичь в лесу не является чей-то собственностью.

2.2. Концепция правил войны средневековой Европы

Как и в исламской концепции, средневековые правила войны зиждутся на теологическом базисе (в данном случае христианстве). Например, монахами Клюнийского монастыря, было введено правило Божьего мира. Согласно которому, с вечера среды, до утра понедельника должны были прекращаться всякие боевые сражении, так как в эти дни, Христос испытывал муки связанные с воскрешением. И в 11-12 веке данное правило являлась общеобязательным во всем христианском мире и было признано папами. Существовало большое количество трактатов о том, как следует вести себя на войне. Так, например, герольдов, послов, вестников нельзя было казнить или задерживать как заложников. Также, нельзя нападать на герольда, который после боя обходит раненых солдат. Унизительным и запретным считалось нападение на человека из-за спины.

Таким образом, писалось великое множество военных трактатов, но, тем не менее, все они имели единый стержень- религия. Суть практически всех средневековых военных кампаний заключалась в том, чтобы осадить город или крепость врага и, в конечном счете, овладеть сиим.

2.3. Индийская концепция правил войны.

Наряду с исламским и христианским миром, жители п-ва Индостан, тоже разработали свои догмы видения войны. Так, индийские правила войны описаны в книге «законы Ману»- древнеиндийском (2 век до н.э.) сборнике религиозно-нравственных и правовых предписаний. Согласно «закону» было запрещено умерщвление раненых, тех, кто молит о пощаде и лишенных возможности защищаться (обезоруженных), использование «зазубренных или отравленных стрел» (аналог запрета на использование биологического и химического оружия). Так же, стороне, занявшей ту или иную территорию, предписывалось обязательное сохранение местного правопорядка. Однако, в «законах» внимание заострено не только на войне, но и на семейных отношениях, социальной сфере и так далее.

Таким образом, «законы Ману» содержат в себе подробные указания, которые обеспечивают защиту как личности и имущества мирных жителей, так и устанавливают некоторые правила войны между самими сражающимися. Данный сборник служит нам неким окном, позволяющим посмотреть нам, как развивались различные сферы жизни древнеиндийского общества.

Глава 3. Концепция правил войны от нового времени до наших дней.

3.1. Американская концепция правил войны (Кодекс Либера).

С развитием военной науки модернизироваться стала и военная мысль человечества. В мире по-прежнему существовало великое множество «правил войны». Но в 19 веке произошел коренной перелом в развитии военной мысли. Государства стали понимать, что для сохранения мира и порядка, нужно создать единый свод правил ведения войны, которые распространялись бы на все страны планеты земля.

Прорыв в кодификации правил войны совершили США. Таким кодификатором стал составленный в 1863 году во время Гражданской войны профессором Францем Либером, так называемый «Кодекс Либера»- военная полевая инструкция. Данная инструкция в дальнейшем, в процессе обсуждения, получила законодательную санкцию. Во время Гражданской войны с Южными Штатами данный «Кодекс» показал свою истинную эффективность и вызвал всеобщее одобрение. Такое доверие, в конечном счете, навело на мысль о необходимости создания аналогичного кодекса, который в дальнейшем мог бы быть принят всеми государствами, как обязательный международный закон.

Таким образом, Соединенные Штаты Америки совершили прорыв в развитие военной мысли и открыли новые перспективные направления в модернизации международной военной мысли.

3.2. Гаагская и Женевская конвенции (концепция правил войны «Новой Европы»).

Начало новой эпохи в Европе ознаменовалось принятием единой, общеевропейской военной мысли, которая была закреплена в Гаагской конвенции от 18 октября 1907 года. Данная конвенция устанавливала субъектов, которых следует признавать воющими . Ограничивало использование оружия массового поражения. Устанавливала правила оккупации территорий и нормы поведения войск на данных территориях и так далее согласно последующим главам.

Дополнило и изменило Гаагскую конвенцию от 1907 года Женевские конвенции от 12 августа 1949 года. Согласно «Женеве» 1949 года, отменялась и была заменена конвенция «о применении к морской войне начал Женевской конвенции». В Женевских конвенциях 1949 года говорилось «об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях» . Так же, в ней было озвучены нормы «об улучшении участи раненных и больных лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море» . Была дополнена мысль о «защите гражданского населения во время войны» и многое другое.

Данные конвенции совершили прорыв в развитии международного военного права. Благодаря данным нормам, ведение войны стало регламентироваться, что позволило в разы сократить жертвы как среди военных, так и среди гражданского населения. Были сокращены губительные последствия войн.

3.3. Современная концепция правил войны или Международное Гуманитарное право.

Векторы военной мысли получили свое развитие и в наши дни. В современном мире «правила войны» приобрели вид Международного Гуманитарного права, которое имеет чисто светский характер (принято почти всеми государствами), или же имеет религиозные направления (чаще всего это радикальные исламские течения: Джихадисты, ИГИЛ и так далее).

В современной исламской военной мысли, существует согласие среди правоведов мусульманского мира «относительно того, что эти отросли права отвечают истинному духу и конечным целям ислама, но не соответствуют всем нормам, разработанным в прошлом классическом исламском правоведении» . И именно это, по мнению доктора Ахмеда аль-Давуди, стало причиной того, «что все исламские государства, в дальнейшем, подписали и ратифицировали Женевские конвенции». Однако, все чаще мир сталкивается с нарушением МГП, которые оправдываются, «выборочно ссылаясь на некоторые классические правовые мнения». И именно поэтому, сейчас можно наблюдать радикальные направления Ислама, которые, в конечном счете, проявляются в террористических актах по всему миру.

Европейская же военная мысль, полностью подчинена «праву Гааги» и «праву Женевы» и строго регламентировано уставом Организации Объединенных Наций. Таким образом, современная европейская военная мысль потеряла свои религиозные начала и основывается на здравом смысле. Однако, есть ряд отдельных мыслителей (прежде всего теологов), которые призывают совершить новый крестовый поход на мусульман. И, к сожалению, в современных реалиях миграционного кризиса в Европе, эти идеи все чаще находят отклик в умах обычных европейских обывателей.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.