Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход
забыли пароль?





ПОИСК:

У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!


Основные черты лирики Мустая Карима (*Общие критические статьи)


Для того чтобы наиболее полно раскрыть основные черты лирики Мустая Карима, рассмотрим три стихотворения, помещённые в сборнике «День поэзии России» (издательство «Советская Россия». Москва – 1972).

Стихотворение «Птиц выпускаю» имеет кольцевую композицию, что усиливает его эмоциональное звучание:

Всё завершил. Покончил с мелочами.

И суета осталась позади…

И вот сейчас с рассветными лучами

Птиц выпускаю из своей груди.

Метафоричность поэтической речи заключается в том, что явление реальной действительности, когда весной выпускают птиц на волю, соблюдая обычай старины, как в известном стихотворении А. С. Пушкина, поэт переносит на внутренний мир лирического героя. Главное чувство в душе героя – это любовь к людям. Названия птиц тоже звучат метафорически. Первые, кого приветствует лирический герой, а с ним, несомненно, и автор, - это «идущие на бой во имя чести». Первый дар – это могучий орёл как символ свободы и борьбы, который распростёр в дальнем поднебесье свои крылья.


А тем, кто в пути, герой шлёт журавля. Лирический герой приветствует тех, для кого жизнь – борьба, и тех, кто находится в вечном движении, в постоянных поисках. Здесь его можно сопоставить с лирическим героем Лермонтова, с его мятежным парусом, который не ищет покоя. Но в центре внимания поэта не только сильные и волевые личности. Кукушку он выпускает тем, кото болен, чтобы продлить им дни. Влюблённым дарит соловья, а тем, кто томится в разлуке чистого голубя, который «к надеждам старым новые несёт». Лирический герой одарил птицами всех: «отчаянных, и робких, и недужных», вот только для равнодушных не выпустил ни одной птицы, из чего можно сделать вывод о том, что больше всего герой не приемлет в людях равнодушия, для него это главный нравственный порок.

Foxford

Какие же особенности лирики Мустая Карима мы можем выделить, проанализировав это стихотворение? Во-первых, метафоричность речи, во-вторых, глубокое нравственное и философское начала; в-третьих, гуманность, человечность, теплота и любовь к ближнему, задушевность, высокая нравственность, дидактичность, но в хорошем смысле этого слова. Действительно, стихотворения Мустая Карима учат доброте, эмоционально воздействуют на душу читателя.

Проанализируем стихотворение «Карусель всё вертится». Описание простого детского аттракциона перерастает в философские мысли о смысле жизни, о мироустройстве и миропорядке. Здесь тоже используется кольцевая композиция, но в финале картина становится поистине вселенской.

Карусель всё вертится и вертится…

Лексический повтор и фигура умолчания (многоточие) позволяют зрительно представить карусель в движении. Главная мысль этого описания: «Карусель построена на хитрости». А хитрость эта заключается в том, что все фигуры карусели: жаба, которая надувается от гордости, улитка, которая никак не отстанет от оленя, мышь и слон – «одинакового роста» - все движутся «с быстротой одной и той же». Мальчик скачет на коне, подстёгивая его прутиком, но не может догнать девочку, сидящую на быстром соколе. Рассказав о первых чувствах, рождающихся в душе мальчика и девочки («Два бутона рядышком вздуваются»), лирический герой переходит к жизненным и философским обобщениям: не всё в жизни сбывается, «не всё, как хочется, устроено», «что-то возникает, что-то рушится». Символический образ – «дорога от земли до солнца» - называется вечностью. Риторическое обращение к Земле с просьбой остановиться, чтобы мальчик дал руку девочке, чтобы они верили в счастье. Заключительные строки содержат философское обобщение:

Шар земной всё вертится и вертится…

Ты смотри держи её, не выпусти! –

Шар земной построен ведь на хитрости.

Лирическим толчком к созданию стихотворения стала детская карусель, но этот образ привёл поэта к глубоким обобщениям. Как и в предыдущем стихотворении предметом размышлений и сочувствия лирического героя становятся люди, мальчик и девочка, которым он желает счастье.

Третье стихотворение называется «Подарки». Здесь проявляется автобиографическая основа как важная черта творчества поэта. Он вспоминает об обычае, существующем в родном краю. В 14 лет девочка вышивает потихоньку платок в дар суженому. В 18 лет она дарит платок «своему наречённому», становясь матерью, она «дарит миру» человека. А в 60 лет женщина собирает улемтек – свой последний подарок. Несмотря на тревогу, пожилую женщину беспокоит не смерть. Рассматривая в сундуке подарки: мыло, ленты, платки, полотенца, она беспокоится, не забыла ли кого. Здесь метафора человеческой жизни, глубокая и трагическая мысль о её кратковременности и нравственный вывод о том, что совестливость, стремление рассчитаться со всеми жизненными долгами – итог жизни.

Таким образом, в лирике Мустая Карима присутствует биографическая основа, дидактизм, воспитание доброты, философская основа, где поэт больше задаёт вопросы, чем отвечает на них, они звучат как риторические, он не навязывает своего мнения, а скорее всего, приглашает читателей к размышлению.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском


регистрация | забыли пароль?


  вход
логин:
пароль:
Запомнить?



Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
Сообщить о плагиате

Copyright © 2011-2019 «Критическая Литература»

Обновлено: 13:20:48
Яндекс.Метрика Система Orphus Скачать приложение