Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Мотив окаменения мифологического сюжета в романе Джона Барта «Химера». Эволюция главного героя Персея и мотив окаменения при создании его образа (*Общие критические статьи)

Каменные панели, на которых изображён мифологический сюжет о Персее, олицетворяют окаменение сюжета, застывшего в своей «исходной позиции». Но Бартон берёт этот вечный сюжет не для того, чтобы его в точности воспроизвести, он стремится на основе мифа создать свой текст. Поэтому прошлое Персея застыло в камне. Но позже выясняется, что в событиях прошедшего существуют какие-то загадки, и их пытается разгадать сорокалетний Персей. В мифах и сказках все истории заканчиваются счастливым свадебным пиром.

А каковы взаимоотношения героев после свадьбы? И здесь Барт творит уже собственный миф. «На небесах» рядом с ним оказывается сиделка-нимфа, которая представила себя как его собственная жрица Каликса. На вопрос Персея, повысили ли его боги в статусе, она отвечает, что здесь он был богом всегда.

Итак, в романе Барта представлен рассказик Персей, который с помощью своего повествования словно оживляет застывший, окаменевший на мраморных панелях древнегреческий миф, создаёт «вторую серию мифа» и рассказывает, что, по мере того, как подрастали его дети, они с Андромедой стали совершенно разными людьми, между ними начались размолвки, их брак «сел на мель».

Эволюция главного героя Персея и мотив окаменения при создании его образа.

Персей Барта отличается от архетипа. Это сорокалетний постаревший Персей, который окаменел в своём духовном развитии, «утратил свой блеск, свои золотые кудри». Прошло 20 лет с того героического момента, как он обезглавил Медузу. За это время он набрал 20 килограммов лишнего весу и умирал от скуки. Впереди у него было ещё полжизни, а он уже чувствовал себя скованным. Мотив окаменения особенно сильно звучит в серии уподоблений Персея своих настроений и ощущений с моментами прошлой жизни. Он чувствовал себя «запертым внутри Данаиной утробы», словно он снова заперт, как в раннем детстве, в сбитом медью сундуке, словно он опять скован заданиями Полидекта. Герой постепенно приходит к убеждению. Что он каменеет и даже поинтересовался у доктора, может ли это быть «запоздалым результатом облучения Медузой», на что врач возразил и сказал, что «суставы в возрасте не те». Эволюция Персея вначале заключается в том, что из героя, свершающего подвиги, он превращается в унылого, скучного человека, который вставал с постели по утрам слишком поздно, пил слишком много и бесстыдно пользовался своим авторитетом, докучая каждый вечер первым попавшимся под руку слушателям рассказами о своей прошлой жизни. Персей «окаменел», потому что он стал жить только прошлыми своими заслугами, не развиваясь и не двигаясь вперёд. Врач посоветовал сменить обстановку, отправиться в морское путешествие, начать «второй медовый месяц». Но даже при разработке маршрута между супругами вышел спор. Андромеда стремилась в Иоппу, чтобы впервые за 20 лет навестить родню. А Персей стремился к Диктису на Сериф. Ему хотелось вернуться в памяти к славным дням своей юности, осознавая, что в этом желании присутствует доля суетности. Но всё-таки это был не только голос тщеславия. Постоянно пересказывая свою историю, он думал, что где-т по пути он потерялся. Не туда свернул, утратил сноровку. Ему захотелось «с должным тщанием» пройти по одному и тому же пути ещё раз, чтобы «ухватить систему, отыскать ключ». Он завидовал богу-выскочке Сабазию (богу пива), потому что с того момента, как Персей отказался от героизма в пользу размеренного правления, его слава ничуть не возросла.

Мотив окаменения Персея связан и с утратой им сексуальной силы, этой теме автор уделяет достаточно большое внимание, в романе много эротических сцен, больше всего Персея с Каликсой, которая вздыхает: «Если бы Медуза обратила в камень только эту часть».

Не всё понятно Персею в своём прошлом, особенно после того, как он стал получать письма «фанатов», которые он педантично расположил в алфавитном порядке. Он перечитывал эти письма в периоды душевного упадка, чтобы поднять себе настроение. Бартон наделяет своего героя свойствами современного человека, способностью к рефлексии и депрессии. Больше всего Персея заинтересовали вопросы в письмах одной «эксцентричной девицы» из города Хеммиса в Египте. Ответы на эти вопросы должны пролить свет на события прошлого, помочь найти ключ к разгадке некой тайны, неизвестной герою. Вот эти вопросы: «Всегда ли Медуза была Горгоной? Что спасло Персея от обращения в камень – её отражение или тот факт, что глаза медузы были закрыты? Обращается ли в камень всё, что видело Медузу, или всё, что видела Медуза? Почему Медуза сохранила свои свойства и после обезглавливания?» Эти вопросы выводят героя из состояния апатии и окаменения, он задаётся вопросами: достигнутые им победы над Атласом, Финеем, Полидектом и другими что означают? Нельзя ли сказать, что собственная цель героя должна была быть противоположной: избавить от неподвижности других, а его кара – «постигшая как омедуженных» им былых врагов, так и его собственное под конец «повязанное эго». Он не может понять, в чём смысл фресок, на что они указывают, что он утратил. Персей размышляет: «Как я воспринимаю свои послемедузовские годы: как пример архетипической схемы героического приключения или же как исключение из неё – на долгие годы втянуло меня в компаративистские штудии».

Оказавшись в результате кораблекрушения снова у Диктиса, Персей узнаёт, что Афина воссоздала новую Медузу, а от Каликсы узнаёт историю «горгонизации» Медузы. Медуза – дочь морского бога Форкиса, младшая сестра Седым Дамам (грайям) обладала красотой и слабостью – увлечённостью своей красотой. Однажды ей овладел Посейдон, и она в слезах попросила Афину отомстить обидчику. «Но богиня в своей мудрости наказала за преступление его жертву», превратив её в Горгону, о чём сама Медуза не знала. Персей уже сожалеет о своём подвиге и победе над Медузой. Персей спрашивает у Каликсы, может ли Медуза «раскрепостить» его. Снять с него камень. Но для этого он должен повторить свой подвиг, но не убивая Медузу и используя противоположную тактику: не хитрость, а прямота.

Так, Бартон перетолковывает сюжет о Медузе, делая из чудовища жертву богов, которая любила Персея.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.