Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход
забыли пароль?





ПОИСК:

У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!


Тема судьбы в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» (ЕГЭ по литературе)


«Герой нашего времени» - первый психологический роман в классической литературе. Его создание совпадает с «душной эпохой 40-х годов».

Наряду с темой предназначения человека и его места в обществе стоит тема судьбы. Надо сказать, что она проходит красной нитью не только через все в произведение,но и через все творчество М.Ю Лермонтова.

В самом герое нашего времени размышления о роли судьбы в жизни человека описываются практически в каждой главе. Более того,данная тема довольно подробно раскрывается с разных сторон и у разных героев. На протяжении всего произведения главный герой, Григорий Печорин, пытается "переиграть" судьбу. Все его поступки связаны с желанием "самоутвердиться". В связи с этим он впутывает не только себя,но и остальных героев в различные непредсказуемые жизненные ситуации, последствия которых могут быть очень трагичны.


первый раз мы видим своеобразное столкновение с судьбой в главе "Бэла". Печорин,проделав авантюру с конем Казбича,даже не догадывается, какие последствия ждут его и,собственно,виновницу данной махинации - Бэлу. Печорин влюбляет ее в себя,по сути,совершая "вызов" судьбе. Однако ни в чем не повинная девушка трагично погибает,и уже здесь Печорин бессилен. Мы видим первое противостояние властной судьбы и ничтожного перед ней человека.

В главе "Тамань" происходят очень странные с точки зрения сюжета вещи. Печорин каким-то непонятным для него образом попадается на уловку контрабандистов и чуть сам не погибает. Здесь именно судьба подкидывает герою нежданные обстоятельства,даже сам герой признаётся в том,что оказался там не из-за случайных совпадений.

В главе "Княжна Мери" наиболее "судьбоносной" сценой является дуэль.

Foxford

Несмотря на явный риск и осознание того,что бессмысленная самоуверенность может стоить ему жизни, Печорин вновь желает переиграть или даже проверить судьбу. Итог - смерть Грушницкого. В данной главе Печорин обрывает не только жизнь оппонента,но и надежды Мери. Желание самореализоваться за счёт других уже в какой раз не заканчивается успехом.

"Фаталист" - глава,даже в названии которой прямым текстом указана тема воли рока в жизни человека. Здесь "схватка с судьбой" описана уже более глубоко и подробно. После эксперимента с Вуличем Печорин окончательно начинает верить в судьбу,он же и предопределяет его близкую кончину. Но далее герой сам "вздумал испытать судьбу.." Печорин совершает,наверное,первый в своей жизни подвиг,который был вызван не желанием самореализоваться и "испытать судьбу",а вполне осознанным решением и заранее обдуманным планом. В этом и заключается основная разница поступков Вулича и Печорина.

Именно после этого мы видим проявление своеобразного героического начала в Григории Александровиче. Он впервые жертвует собой ради других,а не наоборот. Более того тема судьбы здесь доведена буквально до предела. Наконец главный герой окончательно понимает,что переиграть ее невозможно и бессмысленно.

Таким образом, тема судьбы в романе раскрывается как бы по нарастающей. желание самореализоваться,в особенности за счёт других,вызвано неспособностью Печорина смириться с властью судьбы в его жизни. Он пытается поставить себя выше неё,что приводит его и остальных героев к трагическому концу. Даже судьба самого Печорина трагична и отчасти загадочна,неподвластна объяснениям (он погибает "Где-то по дороге в Персию...")

Мы понимаем,что власть и мощь рока никогда не сравнится с человеческими намерениями.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском


регистрация | забыли пароль?


  вход
логин:
пароль:
Запомнить?



Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
Сообщить о плагиате

Copyright © 2011-2019 «Критическая Литература»

Обновлено: 03:27:06
Яндекс.Метрика Система Orphus Скачать приложение