Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Тема ученичества по роману Мастер и Маргарита (Булгаков Михаил)

Роман «Мастер и Маргарита» - великое произведение М. Булгакова, поднимающее различные актуальные нравственные вопросы, которые были, есть и будут актуальны всегда и везде. Одной из основных тем книги является тема ученичества. В своем сочинении я попытаюсь рассмотреть, что такое ученичество по Булгакову, какие взаимоотношения существуют между учеником и учителем.

Главным идейным центром романа являются ершалаимские главы. Именно они раскрывают всю философскую суть романа. Пусть события глав и перекликаются с древностью, со временами возникновения христианства, тем не менее, роман о Понтии Пилате не является религиозным произведением. Его стоит понимать на уровне собственной морали и чувств, не пытаясь связать с историей.

Главным героем ершалаимских сцен является проповедник Иешуа Га-Ноцри, в котором воплощена идеология о том, что на земле не бывает злых людей. По мнению проповедника, человек рождается добрым, но невзгоды жизни и различные искушения заставляют его страдать и совершать ужасные поступки. Даже Пилата и Марка Крысобоя Иешуа называет добрыми людьми.

Учеником Иешуа является Левий Матвей. На первый взгляд, Левий предан своему проповеднику, он любит его и старается ему помогать. Матвей пытается облегчить страдания Га-Ноцри на кресте, остается с ним до конца. Однако на самом деле мы видим, что Левий Матвей жесток, а к учению Иешуа относится с неким фанатизмом, радикально искажая его. После распятия Га-Ноцри Левий остается волен самому себе, без надзора своего учителя ученик, проклиная Бога, решается на бунт против него, что совершенно противоречит сути проповеди. Левий Матвей ставит собственное понимание учения выше всего остального, он готов на жесткость ради учения, которое принципиально отвергает насилие.

Одна из особенностей романа «Мастер и Маргарита» - это система двойников. Почти все персонажи книги имеют своеобразные копии, похожие на них и исполняющие те же роли. Так, в Москве образом учителя является Мастер. Его «учеником» становится Иван Бездомный. Сначала молодой поэт поддается ложному учению Берлиоза, схватывая каждое его слово. Однако попав в психиатрическую больницу, Бездомный встречает Мастера и меняет свои взгляды на жизнь и на собственные стихи.

Иван в чем-то схож с Левием Матвеем. Оба они уважают своего учителя и желают перенять его мастерство. Однако в отличие от Левия Матвея, готового на все ради учения, Иван в конце отрицает не только проповедь Мастера, но и вообще все, что происходило с ним в клинике Стравинского. Он поступает, как Мастер, который отказывался от романа в попытках его сжечь, отказывался от Маргариты во время их встречи с Воландом. И это еще одно отличие взаимоотношений между учеником и учителем в ершалаимских и в московских главах.

В итоге ни один из учеников до конца не следует своему учению. Левий Матвей нарушает идеологию проповеди Иешуа. Иван Бездомный, став историком, убеждает себя, что он находился в состоянии гипноза и ничего из происходящего ранее не было. Мало того, в конце Левий Матвей обращается за помощью к дьяволу, а Иван считает себя нездоровым человеком и испытывает постоянную тревогу. Таким образом, учение привело и одного, и другого персонажа к неприятным последствиям. Без воздействия своих учителей, кто-то из них переиначил проповедь и обратился к темным силам, а кто-то просто отверг учение и пытался о нем забыть.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.