Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?





ПОИСК:

У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!


Анализ драмы «Маскарад» (Лермонтов М. Ю.)


Анализ драмы Лермонтова «Маскарад».

Драма написана в 1835 году, но была подвергнута цензурному запрету, так как в ней увидели «неприличные нападки» на костюмированные балы в доме Энгельгардтов, «дерзости» против дам высшего света. Только в 1862 году, спустя двадцать с лишним лет после смерти Лермонтова «Маскарад» поставили на сцене Малого театра в Москве.

Пьеса отражает жизнь светского общества с его пороками: сплетнями, интригами, злобой, завистью, стремлением к обогащению.

Главный герой драмы – Евгений Александрович Арбенин, петербургский аристократ, дворянин, презирающий светское общество за ничтожность и пошлость.


Женившись на Нине, он бросает игру в карты, счастлив любовью. Узнав, что Звездич проиграл, Арбенин садится за карточный стол и отыгрывается, спасая честное имя приятеля. На маскараде незнакомец предсказывает Арбенину, что с ним в эту ночь произойдёт несчастье. Здесь же в маске присутствует и жена Арбенина Нина. Вырывая руку у слишком навязчивых интригующих кавалеров в масках, она роняет браслет, не замечая этого. Браслет находит баронесса Штраль и дарит его Звездичу, который не узнаёт её в маске.

Арбенин размышляет о злом пророке, кто же он мог быть, а Звездич показывает ему браслет. Арбенин не может вспомнить, где видел этот браслет.

Дома, ожидая жену, герой с нежностью думает о ней, для него она – небесный ангел, идеал чистоты и красоты, «покорное созданье», «как агнец божий на закланье». Его мёртвая душа под воздействием любви вновь ожила, пустая жизнь наполнилась смыслом. Но потерянный браслет лишает Арбенина покоя, он не верит Нине и жаждет мести. Баронесса Штраль, спасая свою честь, не стала разуверять Звездича в том, что незнакомка в маске, подарившая ему браслет, - Нина. Так светская игра, родившая заблуждение, становится роковой и приводит к трагедии. Сплетня о жене Арбенина и Звездиче быстро распространяется в светском обществе. Арбенин, несомненно, несёт в себе демонические черты. Презирая свет, он сам недалеко ушёл от него, поверив в клевету и страстно желая мести. Звездичу от отомстил, лишив его в глазах общества чести, обвинив в картёжном шулерстве, жестоко оскорбив, бросив в лицо карты, он в то же время отказался от дуэли со своим противником, то есть лишив его возможности восстановить честное имя. Нину же он отравил, подав ей на балу отравленное мороженое. Но теперь настал момент мести незнакомого предсказателя, который, оказывается, пылал местью к Арбенину за то, что тот его разорил, играя с ним в карты.

Тема воздаяния раскрывается на примере образов Арбенина и незнакомого предсказателя. Он становится свидетелем отравления, но не пытается остановить Арбенина:

Нет, пусть свершается судьбы определенье,

А действовать потом настанет мой черёд.

Незнакомец доказывает Арбенину, что жена его невиновна, отравитель теряет рассудок.

Мотивы игры, карточной и светской, маскарада, предсказаний являются главными в драме. Тема игры связана с образом Казарина, заядлого игрока, который правила карточной игры переносит и на жизнь, он признаётся, что для него мир – это колода карт, жизнь – это банк: «…рок мечет, я играю». Казарин цинично заявляет, что правила карточной игры он применяет к людям. Он участвует в интриге против Арбенина только лишь для того, чтобы вернуть за карточный стол сильного игрока.

В основе образа Арбенина не противопоставление порока и добродетели, а диалектика добра и зла, столкновение божественного и дьявольского. Деятельное стремление к добру в порочном мире неминуемо оборачивается злом. Демонический герой Лермонтова возлагает на себя миссию сверхчеловека, Арбенин убеждён, что имеет право вершить высший суд и решать, кому жить, а кому умирать. Стремясь очистить Нину от греха и смертью вернуть ей первоначальную чистоту, он совершает преступление, убийство. Трагедия Арбенина в том, что он не способен противостоять клевете светского общества, не может поверить в чистоту и невиновность Нины, охвачен и ослеплён желанием мести, уверен в своём праве наказывать по справедливости, как он её понимает. Арбенин не только преступник, но он ещё одновременно и жертва клеветы.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском


РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?



Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
Сообщить о плагиате

Copyright © 2011-2020 «Критическая Литература»

Обновлено: 00:04:50
Яндекс.Метрика Система Orphus Скачать приложение