—частливого нового года от критики24.ру критика24.ру
¬ерный помощник!

–≈√»—“–ј÷»я
  вход

¬ход через VK
забыли пароль?

ѕроверка сочинений
«аказать сочинение




ѕќ»— :

” нас более 100 000 материалов воспользуйтесь поиском! ¬ам повезЄт!

Ѕиографи€ ћа€ковского. —мерть и бессмертие (ћа€ковский ¬. ¬.)

Ќазад

¬ мае 1929, вскоре после возвращени€ ћа€ковского из поездки во ‘ранцию, его по-знакомили с актрисой ¬ероникой ѕолонской. ƒочь Ђзвездыї русского немого кино ¬и-тольда ѕолонского (эта биографическа€ деталь тоже могла иметь какое-то психологическое значение дл€ ћа€ковского, незаур€дного киноактера, киносценариста, киножурналиста еще с 1910-х), ¬ероника сама в то врем€ начинала артистическую карьеру в молодежной студии ћ’ј“а; была уже замужем Ч за актером того же театра ћихаилом яншиным.

ѕознакомили же поэта с актрисой Ѕрики. Ќе исключено, что знакомство это было обдуманным Ч чтобы отвлечь ћа€ковского от ставшего им известным намерени€ €кобы женитьс€ на “. яковлевой.

¬ 1920-е годы стоило ћа€ковскому серьезно увлечьс€ девушкой, об этом сразу же становилось известно Ѕрикам. » как-то получалось так, что об€зательно что-то рас-страивалось, что-то не получалось... ¬ подобных обсто€тельствах, как вспоминала художница ≈. Ћавинска€, Ћил€ Ѕрик начинала нервничать, хот€ увер€ла знакомых, что, по существу, ћа€ковский ей не нужен, она уже устала от его вечного ныть€, но она не может допустить, Ђчтоб ¬олод€ ушел в какой-то другой дом, да ему самому это не нужно...ї. ќдно врем€, в период каких-то внутренних сомнений, переживаний ћа€ковского, духовно близким ему человеком оказалась входивша€ в группу ЂЋефї художница ≈лена —еменова. Ѕлизким Ч просто как товарищ, друг, честный русский человек, с которым поэт мог посоветоватьс€, поделитьс€ одолевавшими его сомнени€ми. Ќо эти их конфиденциальные беседы не ускользнули от бдительного взора Ћ. Ѕрик, котора€ заподозрила художницу в Ђматримониальныхї намерени€х. Ћил€ ёрьевна пригласила ее на прогулку и как бы между прочим, но не скрыва€ озабоченности, завела разговор на эту тему.

Ђ»з этого разговора, - пишет —еменова, - стало €сно, что Ћил€ ёрьевна заинтересовалась некоторым вниманием ко мне ћа€ковского и решила Удать мне установкуФ, чтобы, не дай Ѕог, € не прин€ла его всерьез...ї.

Ёта прогулка, отмечает далее художница, позволила разгл€деть в Ћ. Ѕрик Ђновые отталкивающие черты Ч собственницы, котора€ может одолжить принадлежащее ей, но не отдатьї.

¬ероника ѕолонска€, молода€, красива€, делающа€ карьеру актриса, котора€, однако, была замужем и за которой к тому же Ђприудар€лиї другие поклонники-актеры, могла представл€тьс€ Ѕрикам подход€щей кандидатурой дл€ Ђлегкого флиртаї ћа€ковского, не угрожающего его уходом из их Ђсемьиї. ¬озможно, какое-то врем€ так оно и было.

  концу 1929 Ч началу 1930 года перспективы зарубежной поездки ћа€ковского, тем более Ч вторичного посещени€ —Ўј (где теперь находились Ёлли ƒжонс и его дочь), €вно отодвинулись на неопределенное врем€. ћежду тем отношени€ ћа€ковского и ¬. ѕолонской развивались своим чередом. ¬ феврале 1930 года в двухмес€чную зарубежную поездку отправилась чета Ѕриков. ћа€ковский же решил в этот момент форсировать развитие своих отношений с ѕолонской, чтобы поставить Ѕриков перед свершившимс€ фактом Ч он уже женат. ¬ начале 1930 года ћа€ковский вступает (вносит пай) в писательский жилищно-строительный кооператив. —екретарь ‘едерации объединений советских писателей тех лет ¬. —утырин позднее, выступа€ перед сотрудниками музе€ ¬.¬. ћа€ковского, вспоминал, как поэт в марте 1930 года просил его поскорее, до возвращени€ Ѕриков из-за границы, предоставить ему отдельную квартиру, так как и дальше жить в посто€нном обществе семейства Ѕриков он уже не может. Ђя сказал, - вспоминает далее —утырин, - что это вр€д ли, потому что раньше осени ты квартиру не получишьї. Ч ЂЌу что ж, € сделаю иначе: € что-нибудь найму, а осенью, условимс€, что ты мне дашь поселитьс€ в отдельной квартиреї... Ђ11 апрел€ 1930 годаї Ч штамп московского почтамта на последней полученной ћа€ковским из Ћондона от Ѕриков открытке. ќни возвращаютс€, выезжают... 12 апрел€ 1930 года Ч этой авторской датой помечено предсмертное письмо ћа€ковского, озаглавленное Ђ¬семї: Ђ¬ том, что € умираю, не вините никого... ї ¬ нем, обраща€сь к Ђ“оварищ ѕравительствуї, поэт просит устроить Ђсносную жизньї его Ђсемьеї, называ€ среди ее членов, нар€ду с матерью, сестрами Ч ¬еронику ¬итольдовну ѕолонскую. Ќо поэт по-прежнему с кем-то встречаетс€, что-то обещает, разговаривает по телефону. 13 апрел€ ћа€ковский и ѕолонска€ увиделись на домашней вечеринке у писател€ ¬алентина  атаева. ѕоэт нервничает, обмениваетс€ с ѕолонской записками, ведет себ€ не очень тактично. ”тром 14 апрел€ ћа€ковский заехал за ¬ероникой ¬итольдовной перед репетицией к ней домой и привез к себе на Ћуб€нский проезд. ѕоэт просит ее остатьс€ у него вот здесь, сейчас. Ќе уходить... ¬. ѕолонска€ потом напишет, что в этом лихорадочном разговоре, ставшем последним, обещала прийти к поэту вечером, а тогда она спешила на очень важную дл€ нее репетицию в театр. ѕолонска€ все же уходит. » слышит выстрел. ¬се. ћа€ковского не стало.

“акова канва последних событий на Ђличномї фронте. Ќо были и другие событи€.

¬ последние годы жизни ћа€ковского его пламенность, бескомпромиссность, живша€ в нем романтическа€ преданность иде€м социальной справедливости начинали заметно раздражать литературных и чиновных обывателей. Ёти любители тихой и спокойной жизни к концу 1920-х гуже набрали известную силу в административногосударственной системе.   1929-1930 критически, иронически, скептически высказыватьс€ о ћа€ковском стало своеобразным шиком в литературной и окололитературной среде. ¬идимо, была в этом потоке и зависть, и ревность литературной серости по отношению к подлинному таланту.

«аметное обюрокрачивание государственной и партийной системы, откровенный рост Ђобывательской тиныї вызывают настойчивое желание поэта снова и снова обратитьс€ к истокам, к лозунгам и идеалам революции, критически осмыслить пройденное и сделанное, еще раз по большому счету поговорить Ђо времени и о себеї. “ак в конце 1929 года была задумана ћа€ковским выставка Ђ20 лет работыї как попытка подвести итоги проделанного за это врем€ в искусстве. ќна открылась 1 феврал€ 1930 года в клубе писателей.

–аздумыва€ в эти дни о пройденном пути в искусстве, о сделанном и несделанном, поэт приходит к выводу о мелочности и ненужности вс€ких межгрупповых внутрилитературных споров, разборок, взаимных упреков и т. п. на фоне громадности Ђобщихї, как ему представл€лось, задач творческой работы по созиданию нового справедливого общества. 6 феврал€ он вступает в наиболее массовую в то врем€ писательскую организацию Ч –јѕѕ. Ђ¬ осуществление лозунга консолидации всех сил пролетарской литературыї, - так написал он в за€влении. Ќо его Ђдрузь€ї по прежней литературной группировке Ч ЂЋевому фронтуї (Ћеф), которых поэт ввел в литературу, пестовал, направл€л, Ч назвали этот его шаг чуть ли не Ђпредательствомї...  ак-то так складывалось, что и на профессиональном, литературном фронте одно за другим следовали различные непри€тные, отрицательные событи€. Ќакапливалась специфическа€, не получавша€ разр€дки усталость от слова. »звестно, что ћа€ковский работал со словом посто€нно Ч в дороге, при ходьбе, за игрой в карты или биль€рд. ќт этой работы он отдыхать не умел. ћожно представить себе, сколь чудовищной была просто физическа€ усталость при сравнительно длительном отсутствии положительных эмоций.  орней „уковский однажды верно заметил: ЂЅыть ћа€ковским трудної. » 14 апрел€ 1930 года произошел этот трагический, как выразилс€ ¬иктор Ўкловский, Ђнесчастный случай на производствеї. ћа€ковский жил и умер как поэт.

—выше 150 тыс€ч человек прошло, проща€сь, мимо гроба ћа€ковского, установленного в клубе писателей, там, где еще так недавно на выставке Ђ20 лет работыї звучал Ђво весь голосї разговор поэта с потомками. 17 апрел€, в день похорон, конна€ милици€ с трудом сдерживала огромные массы народа, запрудившие улицы и переулки по пути следовани€ траурной процессии. Ёто была стихийна€ демонстраци€, не виданна€ в ћоскве со дн€ прощани€ с ¬.». Ћениным. ¬се как-то сразу пон€ли, чем и кем был в действительности поэт ћа€ковский.  ого они, страна, народ потер€ли в его лице. Ќе стало того, кто, казалось бы, был так вечен, посто€нен, так неу€звим. Ђ“вой выстрел был подобен Ётне...ї - так откликнулс€ на смерть ћа€ковского Ѕ. ѕастернак. Ёта смерть действительно потр€сла современников как извержение вулкана...

Ч * *

ѕосмертна€ судьба ћа€ковского знавала разные периоды. ¬ 1935 году —талин отметил, что Ђћа€ковский был и остаетс€ лучшим и талантливейшим поэтом нашей советской эпохиї. ќбъективно верный, справедливый, сам по себе правильный, этот тезис, однако, вышел из-под руки главного руковод€щего лица партии и государства. » потому в глазах чиновников от искусства и администрировани€ приобретал характер директивы. » ретивое, бездушное Ђнасаждениеї, Ђпропагандаї ћа€ковского Ч в школах, в вузах, в печати, в науке, в литературоведении Ч к тому же не всегда на лучших образцах его творчества и не всегда лучшими Ђпропагандистамиї давали зачастую обратный эффект, эффект отторжени€ поэта читателем. Ѕывали и попытки свергнуть ћа€ковского Ђс пьедесталаї по чисто политическим, идеологическим мотивам. Ќо великий поэт, конечно, от этого не становилс€ менее великим.

«начение подвига ћа€ковского как реформатора русской поэзии нового времени, давшего €зык Ђулице безъ€зыкойї, подн€вшего на принципиально новый уровень весь русский поэтический словарь (тропы, неологизмы, высока€ и низка€ лексика и т. д.), потр€сающе раздвинувшего горизонты рифмы и ритмики русского стихосложени€, сопоставимо только с поэтическим подвигом ѕушкина. ¬с€ русска€ поэзи€ после ћа€ковского стала другой. Ќет ни одного значительного поэта, который в той или иной степени не испытал бы его вли€ни€. Ёто касаетс€ любой поэтической школы, любого поэтического направлени€, в том числе и €рых отрицателей, противников ћа€ковского.

ћарина ÷ветаева, много размышл€вша€ о поэтическом творчестве, о назначении ѕоэта, писала в 1933 году:

Ђ√овор€ о... ћа€ковском, придетс€ помнить не только о веке, нам непрестанно придетс€ помнить на век вперед... » оборачиватьс€ на ћа€ковского нам, а может быть, и нашим внукам, придетс€ не назад, а вперед... ћа€ковский ушагал далеко за нашу современность и где-то за каким-то поворотом долго еще нас будет ждатьї.

XX век показал, сколь причудливо, совсем не пр€молинейно, даже трагично, со сбо€ми может быть движение колеса истории... » по-прежнему где-то впереди, в будущем ждет нас и наших внуков поэт ћа€ковский. Ќо ждет не вообще Ч в будущем.

ј только Ч в светлом будущем человечества. ¬ том будущем, которое не придет само, которое надо создавать. » в этом деле, в этом созидании ћа€ковский Ч наш помощник.

ќбновлено:
ќпубликовал(а):

¬нимание!
≈сли ¬ы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
“ем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читател€м.

—пасибо за внимание.

Ќазад
.


–≈√»—“–ј÷»я
  вход

¬ход через VK
забыли пароль?

ѕроверка сочинений
«аказать сочинение