—частливого нового года от критики24.ру критика24.ру
¬ерный помощник!

–≈√»—“–ј÷»я
  вход

¬ход через VK
забыли пароль?

ѕроверка сочинений
«аказать сочинение




ѕќ»— :

” нас более 100 000 материалов воспользуйтесь поиском! ¬ам повезЄт!

Ѕиографи€ ћа€ковского. ƒетство. √рузи€

|| ƒалее

¬ладимир ¬ладимирович ћа€ковский родилс€ 7 (19) июл€ 1893 года в «акавказье, в «ападной √рузии (»меретии) в селении Ѕагдати, в семье лесничего. —ам поэт в поэме Ђ„еловекї (1917) так описал свое рождение:

¬ небе моего ¬ифлеема никаких не горело знаков...

<...>

Ѕыл абсолютно как все Ч до тошноты одинаков Ч день моего сошестви€ к вам.

ƒень был, однако, не совсем обычным. ѕо счастливому совпадению рождение сына пришлось на день рождени€ отца, ¬ладимира  онстантиновича ћа€ковского, а потому новорожденному дали им€ в честь отца Ч ¬ладимир.

–од ћа€ковских вел происхождение от вольных казаков «апорожской сечи, в истории которой как один из Ђсамых энергичныхї руководителей запорожских отр€дов в XVIII веке упоминаетс€ предок ћа€ковских ƒемь€н, бывший прежде Ђротным писарем пикинерского полкаї.

Ѕабушка ¬олоди по отцу, супруга деда  онстантина  онстантиновича, ≈фросинь€ ќсиповна, урожденна€ ƒанилевска€, приходилась двоюродной сестрой известному писателю √.

ƒанилевскому, автору исторических романов ЂЅеглые в Ќовороссииї, Ђ¬ол€ї, Ђћировичї, Ђ н€жна “аракановаї, Ђ—ожженна€ ћоскваї. ¬ свою очередь род ƒанилевских имел общие корни и пересечени€ с родословными √огол€ и ѕушкина.

ћа€ковские принадлежали к служилому двор€нству, не имевшему иных доходов, кроме содержани€ по службе.

ћать поэта, јлександра јлексеевна, урожденна€ ѕавленко, родилась в казачьей станице “ерновской на  убани. ≈е отец, георгиевский кавалер, участник двух турецких войн капитан јлексей »ванович ѕавленко ушел из жизни, когда дочери было всего 11 лет.

ќтец поэта состо€л в должности руководител€ Ѕагдадского лесничества, был человеком преданным делу и требовательным, но справедливым и демократичным, хорошо понимавшим нужды местного населени€. ќн знал не только грузинский и арм€нский, но и другие наречи€ народов  авказа. — детства познавший нужду, он легко находил контакт с кресть€нами, охотниками, рабочими.  огда в 1940 году Ѕагдади переименовали в поселок ћа€ковски, многие местные старожилы полагали, что сделано это в честь пам€тного им лесничего Ч ¬ладимира  онстантиновича. ¬ частной жизни отец поэта был веселым, жизнерадостным, умным, общительным человеком, хорошо знавшим русскую литературу, любившим семейное чтение книг, новых, полученных по подписке журналов, декламацию наизусть, сам неплохо пел. Ћюбил играть с детьми, в том числе в различные литературные и €зыковые игры: придумывание слов на определенную букву, каламбуры, шарады, слова-перевертыши и т. п.

ќт отца ¬олод€ унаследовал неповторимый по тембру Ђбархат голосаї, склонность к декламации. » не только унаследовал, но и развил. ѕо воспоминани€м сестры и двою-родного брата, ¬олод€ в 4-5 лет, пробу€ голос, любил забиратьс€ в большие глин€ные кувшины дл€ вина Ч чури, вмещавшие 150-200 ведер. Ѕрат говорил сестре: Ђќл€, отойди подальше, послушай, хорошо ли звучит мой голосї. „итал заученные еще на слух стихотворени€ ћайкова, Ћермонтова, ѕушкина. „уть позже, уже научившись читать, поражал чтением наизусть больших прозаических отрывков из √огол€ Ч Ђ—орочинска€ €рмаркаї, Ђ¬ийї... √олос звучал громко, гулко.

¬олод€ умственно и физически развивалс€ быстро, заметно опережа€ сверстников. ќтличалс€ находчивостью и остроумием Ч свойства, которые также унаследовал от отца. ќн обладал очень хорошей пам€тью, нередко удивл€вшей окружающих; активно, вдумчиво, с большим интересом воспринимал все новое, что узнавал из книг, из зан€тий, рассказов взрослых.

¬ 1902 году ¬олод€ ћа€ковский был прин€т в подготовительный класс кутаисской мужской гимназии. ¬ этой гимназии он проучилс€ четыре года.

”чение давалось легко, оставалось врем€ и на игры.  ак-то само собой вы€вилось любимое зан€тие Ч рисование. —тарша€ сестра поэта по окончании тифлисского пансиона готовилась к поступлению в —трогановское художественно-промышленное училище в ћоскве. ¬  утаиси она брала уроки рисовани€ у выпускника јкадемии художеств —.  раснухи. —естра показала ему рисунки брата. ’удожник заинтересовалс€ €вными живописными способност€ми ¬олоди, стал заниматьс€ с ним бесплатно. Ђя рисую, и слава Ѕогу, у нас теперь хороший учитель рисовани€ї, - писал ¬олод€ сестре в ћоскву. ¬ семье стали привыкать к мысли, что ¬олод€ по примеру старшей сестры будет художником.

Ќа уроках рисовани€ ученики обычно зарисовывали положенные по программе гипсовые слепки, но новый учитель проводил один раз в неделю свободные уроки, на которых учащиес€ могли избирать тему по своему желанию и вкусу. ”же в этих школьных рисунках про€вилс€ сатирический талант ћа€ковского. ≈го шаржи и карикатуры, особенно в период 1905 года, когда весь  утаиси и гимназию посто€нно тр€сло от революционных волнений, создали попул€рность юному художнику не только среди одноклассников. ”читель же ему, единственному в классе, как это видно из четвертной ведомости, ставил п€терки с плюсом.

Ѕлизко знавшие ¬олодю заинтересованные и наблюдательные воспитатели уже тогда обратили внимание на одну удивительную его черту. ќн отличалс€ какой-то своеобразной застенчивостью, сковывавшей его и подчас очень трудно преодолимой. ќдно из возможных объ€снений этого лежит в том, что в детстве ћа€ковский опережал своих сверстников в физическом развитии, внешне выгл€дел года на два-три старше своих лет. » дружил, Ђводилс€ї обычно не с ровесниками, а с более старшими реб€тами, которые допускали его в свои компании. “ут-то и могла иногда возникнуть бо€знь сказать что-то не так, не о том и тем самым Ђвыдатьї, Ђразоблачитьї себ€ как Ђмалолеткуї...

ј теперь перенесемс€ в 1914-1915 годы, врем€ дерзких публичных выступлений ћа€ковского и его товарищей-футуристов, врем€ ниспровержени€ прежних кумиров и утверждени€ нового искусства. ¬ артистическом кабаре ѕетрограда ЂЅрод€ча€ собакаї впервые увидел выступление ћа€ковского ћаксим √орький. ѕослушав молодого поэта, √орький сказал: Ђ«р€ разор€етс€ по пуст€кам!  акой талантливый! √рубоват? Ёто от застенчивости. ѕо себе знаю... ї ј известный художник, сотоварищ поэта по московскому ”чилищу живописи, ва€ни€ и зодчества вспоминал о том, как у ћа€ковского, готовившегос€ к первым поэтическим выступлени€м, за кулисами тр€слись губы от страха. Ќаконец, собравшись, задава€ себе ритм собственными стихами, поэт решительно, почти строевым шагом выходил на эстраду... ¬озможно, здесь кроетс€ один из истоков такого обили€ у ћа€ковского различных маршей (от ЂЌашего маршаї и ЂЋевого маршаї до Ђ”рожайного маршаї и Ђћарша двадцати п€ти тыс€чї), поэтических Ђѕриказов по армии искусствї и т. п.

ќтметим еще некоторые моменты, вынесенные ћа€ковским из Ђгрузинскогої детства во взрослую творческую жизнь.

—реди них, несомненно, Ч особенности приобщени€ поэта к родному русскому €зыку.  онечно, впитывалс€ и познавалс€ родной €зык Ђс молоком материї. Ёто был €зык его семьи, родственников, ближайших знакомых, €зык товарищей и друзей ћа€ковского, €зык, на котором ему преподавали в школе, гимназии. ќднако русска€ община и в селе Ѕагдади, и в городе  утаиси была все же численно ограничена. —тихи€ простонародной речи, Ђ€зыка улицыї, базара, толпы, была все же иной Ч грузинской. Ѕудущий поэт с детства рос в среде дву€зычи€, причем оба эти €зыка Ч русский и грузинский, их особенности и различи€ воспринимал еще на слух, на фонетическом уровне ќтсюда, из детства идет обостренное ощущение ћа€ковским-поэтом фонетического Ђароматаї слова, в том числе слова-рифмы, его игр; различными необычными словоформами и производными слов, сам вкус к слову Ђкак таковомуї, к Ђсамовитому словуї.

¬прочем, Ђвкусї был не только к слову, но и к отдельной букве, к ее звучанию, к ее графике (надо упом€нуть особую, очень своеобразную графику, в€зь грузинского письма, знакомую поэту с детства). » в ранних стихах ћа€ковского находим, например, строчки: Ђ√ород вывернулс€ вдруг. // ѕь€ный на шл€пы полез. // ¬ывески разинули испуг. // ¬ыплевывали / то Ђќї, / то ЂSї...ї (Ђ¬ автої, 1913). »ли: Ђ√ромоздите за звуками звук вы // и вперед, / по€ и свища. // ≈сть еще хорошие буквы: // Ёр, / Ўа, / ўа...ї (Ђѕриказ по армии искусстваї, 1918).

»з детства вынесено поэтом и ощущение себ€ частью народа, всего народа, а не какой-то его Ђэлитыї или двор€нства, а вместе с ним Ч дух революционности, свободы, нетерпимости к любому притеснению, деспотизму, который был впитан одиннадцатидвенадцатилетним гимназистом-романтиком в период первой русской революции 1905 года.

√ород  утаиси,  утаисска€ губерни€ в истории первой русской революции остались в числе наиболее Ђбурл€щихї, известных всей стране мест.  онечно, гимназист ћа€ковский не мог остатьс€ в стороне от этих событий, пришедшихс€ на его самый романтический, самый восприимчивый возраст познани€ мира во всей его полноте и неповторимости. ќн участвовал в манифестаци€х, ходил на демонстрации, пел Ђћарсельезуї, Ђ¬ы жертвою пали в борьбе роковой...ї, запоем читал брошюры и газеты Ђкрамольногої содержани€. Ђя / жирных / с детства привык ненавидетьї, - позднее скажет поэт об этом времени (поэма ЂЋюблюї, 1922).

¬ 1906 году, в феврале мес€це неожиданно умер отец поэта. —емь€ осталась без средств, отец год не дослужил до полной пенсии. Ћетом 1906 года после завершени€ учебного года вс€ семь€ навсегда покинута √рузию. ¬ыехали в ћоскву, где на 3-м курсе Ђ—трогановкиї училась старша€ сестра Ћюда. ћа€ковскому исполнилось 13 лет. Ђѕосле похорон отца Ч у нас 3 рубл€. »нстинктивно, лихорадочно мы распродали столы и стуль€. ƒвинулись в ћоскву. «ачем? ƒаже знакомых не былої, - писал ћа€ковский об этих дн€х в автобиографии (1922).

* *

ћа€ковский обладал феноменальной пам€тью. √ромадна€ часть из того, что будущий поэт в детстве со свойственной возрасту страстью познавал, впитывал, читал, видел, слышал, запала ему в пам€ть и в дальнейшем, так или иначе, отразилась в стихах.

¬есной 1914 года, а затем уже в 1920-е годы ћа€ковский с радостью несколько раз посещал  авказ. Ќежнейшие строки посв€тил поэт Ђрадостному краюї своего детства. ќбразы √рузии,  авказа возникают в строчках и строфах стихотворений Ђ¬ладикавказ Ч “ифлисї (1924), Ђ“амара и ƒемонї (1924), Ђћексикаї (1925), ЂЌашему юношествуї

(1927).

ќднако в целом дл€ ћа€ковского-поэта самосто€тельной эстетической темой √рузи€ не стала. —  авказа он увозил свои стремлени€ и дерзани€, свои первые впечатлени€ и мечты, амбиции осознающего себ€ юного художника и романтическую жажду революционных подвигов. Ўирокой ареной дл€ их воплощени€ представала перед будущим поэтом –осси€.

ќбновлено:
ќпубликовал(а):

¬нимание!
≈сли ¬ы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
“ем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читател€м.

—пасибо за внимание.

|| ƒалее
.


–≈√»—“–ј÷»я
  вход

¬ход через VK
забыли пароль?

ѕроверка сочинений
«аказать сочинение