—частливого нового года от критики24.ру критика24.ру
¬ерный помощник!

–≈√»—“–ј÷»я
  вход

¬ход через VK
забыли пароль?

ѕроверка сочинений
«аказать сочинение




ѕќ»— :

” нас более 100 000 материалов воспользуйтесь поиском! ¬ам повезЄт!

—очинение анализ лирика 40-х годов (*ќбщие критические статьи)

¬ойна Ч жесточе нету слова.

¬ойна Ч печальней нету слова, ¬ойна Ч св€теегнету слова ¬ тоске и славе этих лет.

» на устах у нас иного ≈ще не может быть и нет.

јлександр “вардовский

Ёти заметки о лирике 40-х годов € хочу начать с цитаты.

Ђ...Ќедавно в вагоне метро, на новой линии Ђ—портивна€Ч ”ниверситетї, Чрассказывает участник ¬еликой ќтечественной войны поэт  онстантин ¬аншен- кин, Ч € услышал разговор двух маленьких школьников. ќни спорили о том, когда началась война.

ќдин утверждал:

Ч ¬елика€ ќтечественна€ война началась в тыс€ча дев€тьсот сорок первом году!..

¬торой сомневалс€, потом согласилс€. » все, кто слышал это, Ч пожила€ женщина, капитан-летчик, рабочий, опустивший на колени газету, Ч все перегл€нулись и задумчиво улыбнулись своим мысл€м.

ƒа, дл€ них это уже истори€. ќни не помн€т войны, они родились позже, чем она кончилась. ќни буду знать эту войну только по книгам и рассказам. » пусть при их жизни никогда не будет войны.

ћы делаем и сделаем дл€ этого все, что можем...

 нига эта адресована им Ч тем, дл€ кого минувша€ война Ч уже истори€, кто может узнать о ней, о люд€х военного времени из книг, из различных человеческих документов эпохи, величайшим из которых, по нашему убеждению, €вл€етс€ литература, а также тем, кто пережил эту войну и запомнил еЄ такой, какою она была.

# * ❖

ѕафос социалистического строительства, нравственного обновлени€ человека был характерен в сущ ности дл€ всей лирической поэзии 30-х годов, сосредоточившей свое внимание на р€довом герое, пред-ставл€вшем духовное величие и творческий энтузиазм народных масс, создающих и созидающих - новый небывалый прежде мир, Ч именно это определ€ло тематику и характер лирической поэзии предвоенного дес€тилети€.

Ќе хочу сказать, что наша лирическа€ поэзи€ того времени оказалась глуха к внешнеполитическим событи€м в мире и не ощущала в должной мере надвигающейс€ грозной опасности воинствующего фашизма.

Ќапротив, о войне писали и в 30-е годы. Ќо писали преимущественно в ретроспективном плане, вспомина€ героические рейды и отча€нные сабельные походы времен гражданской войны. » нельз€ не согласитьс€ с историками литературы, справедливо утверждающими, что в предвоенные годы Ђ...в целом поэты редко загл€дывали в глаза беде и трактовали эту тему в слишком оптимистическом духе: Ђ» в воде мы не утонем, и в огне мы не сгоримї (»стори€ русской советской литературы. ѕод ред. проф. ѕ. —. ¬ыходцева. »зд. Ђ¬ысша€ школаї, ћ., 1970, стр. 392).

ѕо существу только лишь к концу 30-х годов, в начале сороковых, главным образом творчеством тех, кто сам повидал смерть и ощутил запах пороховой гари в недолгие кровопролитные мес€цы предвоенных инцидентов в ћонголии и ‘инл€ндии (например, ј. “вардовский,  . —имонов и др.), заговорила наша поэзи€ всерьез, мужественно и правдиво об угрозе новой войны. ≈е разрушительное, смертоносное дыхание почувствовали и те, кто был далек от фронтов военных кампаний.

я так боюсь, что всех, кого люблю,

утрачу вновь.,

я так теперь лелею и коплю людей любовь.

» если кто смеетс€ Ч не боюсь: настанут дни,

когда тревогу вещую мою

поймут они, Ч

писала в мае 1941 года ќльга ‘едоровна Ѕерггольц.

» эти дни скоро настали. √р€нула война. ¬еликой и ќтечественной назовет ее советский народ, вставший от мала до велика на защиту –одины от немецко- фашистских захватчиков.

» с первых же дней встала на боевую вахту советска€ многонациональна€ литература. —выше тыс€чи человек из писательской организации ушло на фронт, половина из них была награждена орденами и медал€ми, 18 стали √еро€ми —оветского —оюза, свыше четырехсот человек не вернулись с пол€ бо€.

Ќикогда еще наша литература не откликалась так единодушно и оперативно на событи€ времени, как в годы борьбы с фашизмом. ќсобенно активно развивались в эти годы публицистика и лирическа€, поэзи€. ¬ газетах военного времени трудно найти номер, в котором не было бы проникновенных и пламенных лирических стихов или острой публицистической статьи, написанных под свежим впечатлением, по следам недавних событий. ¬ творчестве ј. “вардовского, Ќ. јсеева,  . —имонова, ј. —уркова, ћ. »саковского, Ќ. “ихонова, ј. јхматовой, ј. ѕрокофьева, ƒ.  едрина, —. ўипачева, ». —ельвинского, ¬. ЋебЄдева- умача, Ќ. –ыленкова, ». ”ткина, ћ. јлигер, ќ. Ѕерггольц, —. ќрлова, ё. ƒруниной, ј. ћежирова, ћ. ƒудина, —. Ќаровчатова, ј. Ќедогонова, Ќ. ћайорова, √. —уворова, ѕ.  огана и многих, многих других замечательных советских поэтов война и люди на войне предстали в своем подлинном реалистическом обличье. ѕримером творческого и гражданского подвижничества можно назвать де€тельность ». Ёренбурга, опубликовавшего только за годы войны свыше трех тыс€ч статей. ≈го публицистику в то врем€ ћ. ».  алинин справедливо и метко охарактеризовал как Ђрукопашную схватку с фашистамиї.

Ќа войне люди не только воюют, но и мысл€т и чувствуют, мечтают и ждут, люб€т и ненавид€т. Ќаиболее полно и €рко сложную, многообразную жизнь советского человека в годы борьбы с фашизмом и в последующее п€тилетие отразила русска€ советска€ лирическа€ поэзи€, многие лучшие образцы которой представлены в этой книге.  онечно же, не все произведени€, вошедшие в антологию ЂЋирика 40-х годовї, равноценны. Ќе все Ч ибо неодинаков уровень художнического даровани€ поэтов, стихи которых читатель найдет в этой книге, разные у них судьбы, характеры, жизненный и творческий опытЧвсе это и запечатлено в стихах. Ќо есть у поэтов 40-х годов и нечто общее Ч врем€, в которое они жили, любили, сражались неистово и беззаветно, жертву€ всем Ч дл€ того, чтобы мы сегодн€ имели главное: свободу, право на жизнь, труд и будущее.

Ћирика 40-х годов Ч как и вообще искусство Ч не только отражение жизни тех суровых и мужественных лет, но и сама€ частичка героической жизни. ћассовость всенародного подвига в годы войны, духовна€ монолитность советского народа, вставшего на защиту ќтечества, естественно, не могли не найти такого же массового единодуши€ в литературе, в лирической поэзии в частности. Ђѕожалуй, никогда за врем€ существовани€ советской поэзии не было написано столько лирических стиховї, Ч справедливо заметил в то врем€ ј. —урков. Ётот всеобъемный и всеобъемлющий духовный контакт поэзии и народа оказалс€ дл€ нас решающим и в выборе принципа составлени€ насто€щего тома.

“ревога за судьбы мира и судьбу –одины с первых же дней войны получила гор€чий отклик в литературе, и прежде всего Ч в лирической поэзии, нашедшей в себе мужество и силы не только трезво оценить всю сложность и опасность момента, ко и сделать все возможное дл€ того, чтобы еще теснее сплотить весь советский народ на борьбу с захватчиками.

¬ самые т€желые дни, когда страна оказалась в опасности, были созданы лучшие лирические произведени€ о –одине. ѕричем и самое, пон€тие –одины в лирике военных лет не только углубилось психологически, но и приобрело более конкретные формы: за этим: словом в лирических произведени€х вставали запоминающиес€ черты реальных географических широт, любимых городов, деревень и поселков. ЂД. огда грозные пороховые тучи застлали землю, Ч писал в заметках военных лет ». Ёренбург, Ч в сердце встали €сные видени€ домов, деревьев, реки, неба; ¬ грозную первую зиму войны ленинградцы пон€ли, как они люб€т Ћенинград.  огда по  рещатику прошли гитлеровские полчища, киевл€не узнали всю силу своей прив€занности к родному городу. Ётот местный патриотизм оживил большой патриотизм, любовь к родному городу укрепила любовь к –одине, к –оссии. ќна была сильна и до войны, но это была дремлюща€ сила. “еперь она стала действенной, на ней покоитс€ наша уверенность в победе...ї “аковы, например, помимо взволнованных стихов о –одине, о –оссии вообще, многочисленные искренние стихи о ћоскве Ч ¬. √усе-ва, ј. —уркова, ј. ѕрокофьева, Ќ. “ихонова, ј. ∆арова, ѕ. ∆елезнова, ¬. Ћебедева- умача, ћ. Ћис€нского, ћ. ћатусовского, о ЋенинградеЧћ. јлигер, ј. јхматовой, ј. яшина, ќ. Ѕерггольц, ». јвраменко, ј. ѕрокофьева, ¬с. –ождественского, √. Ќекрасова, об ќдессе Ч ¬с. Ѕагрицкого, о —евастополе Ч ». —ель- винского, о —талинграде Ч Ѕ. ѕалийчука, о ’арьков ве Ч Ќ. ”шакова, о Ѕр€нщине Ч ј. —офронова, о —ибири Ч —. ¬асильева и ѕ.  омарова, о ¬олховеЧ ј. √итовича и ѕ. Ўубина, о —моленщине Ч ћ. »саковского, Ќ. –ыленкова и др.

Ћирической поэзией утверждалась незыблемость национально-патриотических традиций советского народа. ѕоэты обращались к историческому прошлому –оссии, чтобы показать закономерность преемственности национально-патриотических традиций советского народа, любовь которого к –одине и ненависть к врагу определ€ли все помыслы и дела.

Ђя никогда не знал, что так люблю жизнь, Ч писал с фронта ѕавел  оган.Ч ƒолжно быть, мы умели крепко любить в юности. я сужу об этом по тому, какой лютой ненависти € научилс€...ї

Ёта любовь и ненависть наметили и предопределили основной путь лирической поэзии тех лет: от плакатных (ораторских) стихов-воззваний Ч к глубокому поэтическому осмыслению времени и человека, к психологически €ркой, простой и точной картине внут-реннего состо€ни€ духа советского человека. “ак, уже с самых первых дней войны, нар€ду со стихотворени€ми- призывами (Ђ  оружью, патриот!ї ѕ.  омарова, Ђ—лушай, ќтчизнаї ». јвраменко, Ђ”мрем, но не допустим!ї ј. ѕрокофьева, ЂЅей врага!ї ¬. »нбер и др.), по€вились лирически тонкие и проникновенные стихи-письма, стихи-обращени€, стихи-размышлени€, раздумь€, монологи, обращенные к вполне конкретному, зрительно ос€заемому, а не абстрактному герою, в которых гражданское чувство и глубоко личные, интимные переживани€ выступали в редкостном органическом единстве (ЂЅьетс€ в тесной печурке огоньї ј. —уркова, Ђќгонекї ћ. »саковского, Ђ∆ди мен€ї, Ђ“ы помнишь, јлеша, дороги —моленщиныї  . —имонова, Ђ огда пройдешь путем колоннї, Ђя убит подо –жевомї ј. “вардовского, Ђѕисьма на  амуї ќ. Ѕерггольц, Ђѕисьмо в Ќевельї ј. –ешетова, Ђ–ассказ солдатаї —. ќрлова, Ђ≈сть в пам€ти мгновени€ войныї —. ѕоделкова и многие другие). Ёто выдающеес€ достижение лирической поэзии военных лет не только не было утрачено в последующие годы, но, напротив, получило дальнейшее творческое развитие.

“емы войны и –одины оказались в сущности преобладающими и в лирике последующего п€тилети€. Ќе случайно эпиграфом к этим заметкам о лирике 40-х годов избраны замечательные строки выдающегос€ поэта нашей эпохи ј. “вардовского. ƒействительно, военный смерч, пронесшийс€ по нашей земле, настолько жестоко разрушил привычный уклад мирной довоенной жизни, настолько глубоко ранил и разволновал человеческие сердца, что и впр€мь еще долго в сознании каждого иных слов не могло быть и не было. » даже темы строительства, восстановлени€ –одины из руин, темы любви и защиты мйра в сущности в течение всего последующего периода самым тесным образом перекликались и переплетались с воспоминани€ми о недавних бо€х, с т€желым чувством горечи, с незажившей и незаживающей болью недавних утрат.

”спешно выдержавшие испытание духа огнем войны, ее участники, окрыленные победой, , полные творческой созидательной энергии, возвращались к мирному труду. —тремительно и энергично расшир€лс€ диапазон советской лирической поэзии, захватыва€ в ином ракурсе темы мирного строительства и международной жизни, темы, св€занные с изображением чувств, духа, настроений человека-труженика.

Ќам не отдыха надо » не тишины,

Ќе ласкайте нас маркой:

Ђ”частник войныї.

Ќам Ч

трудом обновить

ордена и почет,

∆ажда трудной работы

нам ладони сечет, Ч

писал ћихаил Ћуконин в стихотворении Ђѕришедшим с войныї. ¬ мирную трудовую жизнь, так же как и в советскую литературу, полноправным хоз€ином входило новое поколение: ќльга Ѕерггольц, —ергей ќрлов, ¬асилий —убботин, ёли€ ƒрунина, —ергей Ќаровчатов,  онстантин ¬аншенкин, јлександр ћежиров, ≈вгений ¬инокуров, ћихаил Ћуконин, ћихаил ƒудин, . Ѕорис —луцкий, Ќиколай —таршинов и многие другие замечательные поэты Ч с этими именами св€зано развитие русской советской поэзии в последующий период.

ќсобое место в лирике 40-х годов принадлежит массовой советской песне. Ётот жанр, бурно начавший свое развитие в 30-е годы в творчестве ћ. »саковского, ј. —уркова, ¬. Ћебедева- умача, —. јлымова, ¬. √усева и многих других, в годы войны не был забыт. Ќа-против, он развиваетс€ еще более энергично. ƒл€ песни военных лет, так же как и дл€ лирической поэзии в целом, характерно жанровое и тематическое богатство.

—воеобразным музыкально-поэтическим символом тех грозных лет стала Ђ—в€щенна€ войнаї ¬. Ћебедева- умача (музыка ј. јлександрова), открывающа€ собой р€д замечательных гимнических песен военного времени. 24 июн€ 1941 года она увидела свет, а уже буквально на другой день под ее аккомпанемент с вокзалов столицы уходили на фронт воинские эшелоны. ѕесни маршевые и песни-призывы, песни о –одине, о ћоскве, песни партизанские и бытовые Ч о солдатском житье на фронте, песни интимно-лирические...Ч только один перечень наиболее попул€рных из них зан€л бы многие страницы. Ђ“емна€ ночьї ¬. јгатова, Ђ¬ас€-¬асилекї —. јлымова, Ђѕесн€ о Ћадогеї ѕ. Ѕогданова, Ђѕесн€ о ћосквеї, Ђ ак за  амой за рекойї, Ђ¬ас€  рючкин ¬. √усева, Ђћо€ любима€ї и Ђѕесн€ о ƒнепреї ≈. ƒолматовского, Ђ¬ прифронтовом лесуї, Ђ¬раги сожгли родную хатуї, ЂЋучше нету того цветуї, Ђ—нова замерло все до рассветаї, ЂЋет€т перелетные птицыї ћ. »саковского, Ђƒорогиї, Ђ≈хал € из Ѕерлинаї, Ђ√имн демократической молодежи мираї Ћ. ќшанина, Ђ’одит по полю девчонкаї Ќ. –ыленкова, ЂЎумел сурово бр€нский лесї, Ђ–асцвела сиреньї ј. —офронова, ЂЅьетс€ в тесной печурке огоньї ј. —уркова, Ђ—оловьиї, Ђ√де же вы теперь, друзь€-однополчанеї ј. ‘ать€нова, Ђ¬ечер на рейдеї ј. „ур кина, Ђ—мугл€нкаї я. Ўведова и многие, многие другие песни 40-х годов, Ч без них невозможно предста-вить лирическую поэзию тех лет, без них невозможно представить советский, песенный репертуар и наших дней, они пользуютс€ заслуженной попул€рностью, не забыты и не забываютс€ народом вот уже третье дес€тилетие. »х приумножают другие: эпоха 40-х годов Ч вечно живой родник вдохновени€ и творчества. » не раз еще сегодн€, спуст€ тридцать два года после ѕобедного салюта, сожмутс€ сердца наших современников, слушающих нескончаемые списки ЂЅюллетен€ розыска родныхї, передаваемого в эфир советским радио, читающих книги, смотр€щих фильмы о том жестоком и героическом времени, ибо вечно жива боль и пам€тны утраты, которые принесла советскому на-роду война с фашизмом.

ѕам€ти тех, кто погиб на фронтах ¬еликой ќтечественной войны, пам€ти тех, кто сражалс€ штыком и словом за свободу и независимость нашей –одины, мы и посв€щаем эту книгу.

¬алерий ¬акуленко

»сточники:

  • Ћирика 40-х годов. ¬ступ. слово, сост. и ред. ¬. я. ¬акуленко. ‘., Ђ ыргызстанї, 1977 768 с. (–усска€ советска€ лирика)
  • јннотаци€: ¬ антологию ЂЋирика 40-х годовї вошли лирические произведени€ русских советских поэтов, созданные ими в период с 1940 по 1950 г.
    ќбновлено:
    ќпубликовал(а):

    ¬нимание!
    ≈сли ¬ы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
    “ем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читател€м.

    —пасибо за внимание.

    .


    –≈√»—“–ј÷»я
      вход

    ¬ход через VK
    забыли пароль?

    ѕроверка сочинений
    «аказать сочинение