Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!




ПОИСК:
У нас более 30 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!


Бунтующее сердце - «Отцы и дети» (Тургенев И. С.)

Евгений Васильевич Базаров из романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» вызывает у критиков и читателей совершенно разные чувства: одни его понимают и даже считают одним из лучших героев отечественной литературы, другие же презирают и истинно ненавидят его. Мне кажется, что данного героя нельзя ненавидеть, но и нельзя любить, можно лишь проникнуться им и его жизнью и осознать все чувства, которые, хоть и на страницах книги, пережил этот человек.

Базаров предстаёт перед нами в образе нетребовательного, простого и хорошего человека, каким его описывает Аркадий Кирсанов.


Но когда мы сами смотрим на него сквозь строки романа, то понимаем, что он не так уж прост, да и не проявляет пока что хороших свойств. Со временем становится ясно, что он является типичным представителем молодого общества. Базаров – студент-нигилист из разночинцев, который сам зарабатывает себе на обучение, но при этом он учит других своему мировоззрению. С помощью такого описания главного героя И. С. Тургенев даёт понять, что в обществе на тот период на первый план выходят люди низкого происхождения, а аристократы уступают свои позиции почти во всех сферах жизни. По ходу рассказа Евгений Васильевич раскрывает перед читателями свои врачебные навыки. Он увлекается естественными науками, не признаёт искусства и очень любит спорить, во время чего обычно доказывает свою правоту, но иногда только для самого себя. Базаров оказывается достаточно добрым и отзывчивым человек для некоторых персонажей, например, он был готов оказать медицинскую помощь Фенечке и её сыну в любое время суток. Но он продолжает всё отрицать: и авторитеты, и медицину, и даже любовь, называя её «романтической чепухой».

Основные изменения с Евгением Базаровым происходят после его знакомства с Анной Сергеевной Одинцовой, о которой он узнает от Ситникова и Кукшиной. Уже после первой встречи с ней Базаров начинает вести себя странно: незаметная улыбка появляется на его лице при виде Одинцовой, он начинает всё чаще затрагивать романтические темы, но говорит об этом слишком распущено, пытаясь скрыть и разрушить все подозрения о любви. Евгений Васильевич верил, что всегда сможет держать себя под контролем, он отрицал любовь, но автор посылает испытание для его сердца, чтобы показать всю несостоятельность нигилизма Базарова. Скоро становится ясно, что такое испытание тяжко даётся главному герою, а со временем он и вовсе не выдержит его. Хоть Евгений Васильевич наружно придерживается правил нигилизма, но на подсознательном уровне он быстро понял, что природные чувства побеждают и его разум, и его физиологические потребности. Базаров до конца пытается сопротивляться всем любовным позывам, ради чего ему приходится ломать себя. Сердце героя не выдерживает такого бунта, его душа постепенно умирает под натиском авторского испытания, которое Евгений Васильевич усложняет и ухудшает сам для себя каждый день. Он уже не видит разницы между любовью и злобой: «Базаров упёрся лбом в стекло окна. Он задыхался; всё тело его видимо трепетало. Но это было не трепетание юношеской робости, не сладкий ужас первого признания овладел им: это страсть в нем билась, сильная и тяжёлая - страсть, похожая на злобу и, быть может, сродни ей...» Эти чувства смешались в его понимании, потому что он истинно ненавидит себя за слабину, которая противоречит всем его устоям. Базаров осознаёт, что он такой же обычный человек, ему присущи различные романтические влечения, он способен любить. Он не может разобраться в себе, не может добиться внутреннего равновесия, не может признать своего поражения. И на фоне этой борьбы между молодым сердцем и нигилистическим разумом происходит его ссора с Анной Сергеевной. Они притягивали друг друга, но их любовь осталась безответной.

После этих событий душу Базарова уже можно считать мёртвой, а его разум постепенно освобождается от нигилизма. Герой уезжает к своим родителям, где трудится на благо науки и общества, помогая отцу в его врачебной деятельности. Вскоре, поранив палец, Базаров заражается тифом и умирает. Он принимает смерть достойно, не боясь её, но яростно не желает бредить: «Не хочу бредить, — шептал он, сжимая кулаки, — что за вздор!» Это говорит о том, что он уже и не хочет жить, у него нет духовных увлечений, мир ему опостыл. Но, как это часто бывает, в предсмертный час душа может вновь ожить, встрепенуться и дать человеку надежду. Так было и с Евгением Васильевичем, а светлым лучиком, который пробудил в нём старые чувства, стала Анна Одинцова, которая сразу же приехала, узнав, что её возлюбленный смертельно болен. Она хотела помочь ему, но было слишком поздно. В этот миг, который был уже последним для души и разума Базарова, герои романа вновь почувствовали тягу друг к другу, и именно в этот миг их любовь наконец-то стала взаимной, хотя и принесла им столько боли и страданий.

И. С. Тургенев романом «Отцы и дети» пытался показать миру несостоятельность нигилизма, но получилось у него гораздо большее. Он показал и доказал ошибочность мировоззрения Базарова, доказал всем: читателям, критикам, будущим поколениям, самому себе, героям романа и даже самому Евгению. Но при этом главный герой не становится отрицательным персонажем, он несёт важную функцию. Через свою боль и через боль, которую он причинил другим, Базаров показывает нам, что быть настоящим человеком очень сложно. И понимая все тяготы духовных чувств, несмотря на всю свою силу и выносливость, Евгений Васильевич погибает, не выдерживая натиска своего «бунтующего сердца».

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено:
Опубликовал(а):

  

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.
Полезный материал по теме

И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском

регистрация | забыли пароль?


  вход
логин:
пароль:
Запомнить?



Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.

Copyright © 2011-2018 «Критическая Литература»

Обновлено: 04:14:44
Яндекс.Метрика Система Orphus Скачать приложение