Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Бунтующее сердце по роману Отцы и дети (Тургенев И. С.)

Евгений Базаров — один из первостепенных действующих лиц романа «Отцы и дети» И. С. Тургенева. Этого персонажа, пожалуй, по праву можно назвать одним из самых ярких и противоречивых во всей русской литературе. Но что же делает его образ столь интересным и запоминающимся? Ответ вроде и прост, но и однозначным его назвать нельзя. Разгадка скользит меж строк, заставляя нас всё с большим интересом всматриваться в произведение.

Базаров — молодой человек, не обделенный умом, причем умом острым и пытливым, а также талантом и недюжинной самоуверенностью.

Его холодный рационализм и скептицизм делают Евгения идеальным представителем философии нигилизма, которую он проповедует и в которую свято верит сам. Расчистить место для нового поколения, сметая вековую труху старомодных предубеждений и заскорузлых за ненадобностью обычаев — вот в чём видит смысл своей жизни юноша. Толстую броню его уверенности в верности своих действий не способно пробить, казалось бы, ничто в этом мире: ни нападки Павла Кирсанова, который по мнению самого Евгения, просто цепляется за привычные ему устои, ни мягкие рассуждения Николая Кирсанова, ни осуждение общественности. Более того, Базаров умудряется наносить ответные удары, умело орудуя пафосными изречениями, как верной шпагой. «Рафаэль гроша медного не стоит» и «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта» — подобные высказывания и в наше время звучат смело, что уж говорить об эпохе жизни Евгения.

Однако каким бы стойким не был наш главный герой, как бы свято он не веровал в свою правоту, нигилизм в то время в России лишь делал свои первые робкие шаги, а, следовательно, и Базаров был своего рода первопроходцем, а на их участь, как известно, зачастую выпадают самые жестокие испытания. Первопроходцам всегда приходится продираться сквозь заросли неизвестности, прокладывать собственные маршруты, изучать, делать выводы, осознавать. Даже простая философия может стать для человека непроходимыми дебрями, если он окунается в неё одним из первых. Нужно осознать грани дозволенного, ходить по острию ножа, балансируя между идеологией и пропастью абсурда, при этом не имея никаких точек опоры в виде опыта других знатоков. Первопроходцам всегда необходимо сделать огромный шаг для себя, прежде чем осуществится маленький шажок для человечества.

Вот и Евгений Базаров испытал на себе все превратности судьбы. Считая себя нигилистом, юноша порывисто отрицал всё, что так превозносило общество того времени: культура, традиции, общепринятые нормы порядка — всё это летело в топку, разожженную его скептицизмом и юношеским максимализмом. И, естественно, всем чувствам была туда же прямая дорога. Любовь, в понимании Базарова, это химия, это потребность или даже инстинкт, что угодно, но только не возвышенное чувство. И прожил бы Евгений счастливую жизнь, полную стабильности и веры в собственную правоту, если бы не довелось ему встретиться на балу с Анной Сергеевной Одинцовой. Эта спокойная, милая, но в то же время и холодная и отстраненная женщина — одновременно и лучшее, и ужаснейшее, что случилось с Евгением Васильевичем за всю его, увы, недолгую жизнь. Она сумела почти в одночасье разрушить всё то, что Евгений строил в собственной душе годами, покорив его своей красотой и благоразумием. И в тот момент, кажется, даже само сердце взбунтовалась против своего обладателя, не желая игнорировать те чувства, что вызвала Одинцова в душе юноши. Тот пытался отрицать свое неравнодушие по отношению к Анне, вел ожесточенный внутренний бой сам с собой, однако было уже поздно: мир Базарова окончательно разделился на до и после. Возможно, именно в тот момент в его душу закрались смутные подозрения, что не всё в этой жизни так просто, и что, возможно, некоторые его взгляды могут быть не до конца верными.

Любовная линия Базарова заканчивается весьма печально. Одинцова отвергает его чувства, движимая собственными, не менее прочными, чем у юноши, принципами. Евгений уезжает обратно домой. Ему определенно есть о чем подумать и что переосмыслить.

Следуя идеологии нигилизма, Евгений Базаров верил, что человек — сам хозяин своей судьбы. Однако гибель юноши наступает так быстро и непредсказуемо, что кажется, будто какой-то небожитель, вершащий судьбы людей, просто обрезал его ниточку жизни, словно избавившись от надоевшей марионетки. Причина смерти проста и трагична: Базаров порезался при вскрытии трупа, что повлекло за собой смертельное заражение. Евгений удивительно спокоен и хладнокровен, даже когда сама смерть дышит ему в спину. Его сердце, ранее бунтовавшее, сейчас смирилось с фактом того, что скоро всему настанет конец. Перед собственной кончиной, главный герой словно снимает маску нигилизма и предстает перед нами и Одинцовой простым человеком с простыми чувствами и своей особенной, горькой романтикой. Возможно, не надевай он эту новомодную маску западной философии — вся его жизнь сложилась бы по-другому. Хуже или лучше — не нам судить. Мы же, как читатели, можем лишь порадоваться за Евгения Васильевича Базарова, за то, что он прожил жизнь так, как считал нужным и умер, находясь рядом с той, кого любил.

Много и в наше время таких «Базаровых» — юных бунтующих сердец, отрицающих вековой опыт и стремящихся перевернуть мир, даже не имея точки опоры. Судьба нам их неизвестна, и нам остается лишь надеяться, что каждое бунтующее сердце когда-нибудь обретет покой, а каждый «Базаров» поймет, что не обязательно рушить старое, чтобы построить новое.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.