Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Терпимость к чужому мнению — признак силы или слабости? Аргументы Л. Н. Толстой «Война и мир», И. С. Тургенев «Отцы и дети» (Итоговое сочинение (декабрьское))

Вопрос о терпимости к чужому мнению — это не просто философская дилемма, а одна из ключевых характеристик зрелой личности и здорового общества. На первый взгляд, может показаться, что терпимость – это слабость, уступчивость, отсутствие твердых убеждений. Однако на самом деле терпимость к чужому мнению —это, безусловно, признак силы: интеллектуальной, моральной и эмоциональной. Она свидетельствует о широте кругозора, способности к критическому мышлению, внутренней уверенности и готовности к диалогу, а не к конфронтации.

Во-первых, терпимость к чужому мнению является признаком интеллектуальной силы и открытости ума.

Человек, способный выслушать и рассмотреть точку зрения, отличную от собственной, демонстрирует не отсутствие убеждений, а, наоборот, уверенность в своих позициях, которая не боится быть проверенной. Такая открытость позволяет ему учиться, развиваться, обогащать свой внутренний мир новыми идеями и корректировать собственные взгляды, если это необходимо. Закрытость же к инакомыслию, нетерпимость — это часто признак догматизма, страха перед неизвестным и неуверенности в собственных знаниях.

Яркой иллюстрацией этой идеи служит жизненный путь Пьера Безухова, одного из главных героев романа Льва Николаевича Толстого «Война и мир». В начале романа Пьер — человек ищущий, постоянно сомневающийся, но при этом удивительно открытый к новым идеям и мнениям. Он увлекается масонством, слушает философские рассуждения, общается с людьми разных сословий и взглядов. Он не отвергает чужие мнения с порога, а старается понять их, пропустить через себя. Именно эта его терпимость, эта интеллектуальная открытость позволяет ему пройти через множество испытаний, разочарований и ошибок, но в итоге обрести глубокую мудрость и смысл жизни. Его способность к восприятию и осмыслению чужих идей, будь то идеи масонов или мудрость Платона Каратаева, делает его личность многогранной и сильной, способной к постоянному развитию. Он не цепляется за одну догму, а ищет истину, и эта терпимость к многообразию мнений становится его главной силой.

Во-вторых, терпимость к чужому мнению — это признак моральной и эмоциональной силы, способности к эмпатии и строительству гармоничных отношений. Нетерпимость часто ведет к конфликтам, отчуждению и разрушению. Умение уважать право другого человека на собственное мнение, даже если оно кажется ошибочным или неприятным, лежит в основе любого мирного сосуществования и продуктивного диалога. Это требует внутренней дисциплины, самоконтроля и отказа от эгоцентризма.

Контраст между терпимостью и нетерпимостью прекрасно показан в романе Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети». Конфликт между "отцами" (Павел Петрович Кирсанов) и "детьми" (Евгений Базаров) во многом обусловлен их нетерпимостью к чужим взглядам. Павел Петрович, представитель старого дворянства, не может принять нигилистические идеи Базарова, его манеры, его отрицание всего, что было для него ценно. Он не пытается понять, а лишь осуждает и презирает. Базаров, в свою очередь, проявляет такую же нетерпимость к "отцам", их эстетическим ценностям, их образу жизни. Он высокомерно отвергает все, что не вписывается в его материалистическую картину мира. Эта взаимная нетерпимость приводит к постоянным спорам, напряжению и, в конечном итоге, к дуэли, которая становится символом разрушительности неспособности принять инакомыслие. Ни один из них не проявляет достаточной силы духа, чтобы по-настоящему выслушать и попытаться понять другого, что приводит к их изоляции и трагическим последствиям. Именно отсутствие терпимости, а не её наличие, оказывается их слабостью, мешающей им найти общий язык и обогатить друг друга.

В заключение, терпимость к чужому мнению — это не уступка и не безволие, а проявление глубокой мудрости и внутренней мощи. Она позволяет человеку оставаться открытым миру, учиться, развиваться и строить мосты, а не стены между людьми. Литературные примеры убедительно показывают, что именно эта сила духа, а не жесткая непримиримость, является залогом личностного роста и гармоничного существования в многообразном мире.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.