Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход
забыли пароль?





ПОИСК:

У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!


Биография и басни Крылова


Все говорило о том, что они могут расстаться надолго, если не сказать — навсегда. В мае 1792 года в их типографии (типография «г. Крылова с товарищи») полиция (как выяснилось потом, по приказу самой Екатерины II) произвела обыск, после чего издававшийся И. А. Крыловым и А. И. Клушиным при участии П. А. Плавилыцикова и И. А. Дмитревского журнал «Зритель» был закрыт.

Перед этим Екатерина II за издание книги «Путешествие из Петербурга в Москву» сослала в Сибирь А. Н. Радищева, а Н. И. Новикова, издателя журналов «Пустомеля», «Живописец», «Кошелек», «Трутень», повелела «запереть... на пятнадцать лет в Шлиссельбургскую крепость».

И. А. Крылова и А. И. Клушина ожидала подобная участь. К тому же И. А. Крылов был автором комической оперы «Кофейница» и трагедии «Клеопатра» (своими поступками, развращенными манерами его Клеопатра очень уж напоминала Екатерину II), комедии-памфлета «Проказники», таких сатирических произведений, как «Похвальная речь в память моему дедушке», «Мысли философа по моде», «Каиб», автором и издателем журнала «Почта духов».


При обыске в типографии «г. Крылова с товарищи» были изъяты резкие сатирические («крамольные», как их именовала полиция) сочинения Й. А. Крылова и А. И. Клушина, направленные против пороков существующего строя.

.„Неопределенность положения, атмосфера подозрительности, создавшаяся вокруг «неблагонадежных» авторов, полицейская слежка — все это угнетающе действовало на них. В один из таких дней Крылов подарил Клушину книгу басен Лафонтена на французском языке. Неровным почерком он сделал надпись:

Залогом дружества прими Фонтена ты:

И пусть оно в сердцах тогда у нас увянет,

Когда бог ясных дней светить наш мир престанет

Или Фонтеновы затмит кто красоты.

Пройдет некоторое время, и он сам «затмит» Фонтеновы «красоты».

Поступаете в 2019 году?

Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы:

  • подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);
  • оформим заявления (Вам останется только подписать);
  • подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);
  • мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);
  • подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).

Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Но это будет позже...

Вероятно, тогда же Клушин пометил: «Подарены любезным другом Иваном Андреевичем Крыловым июля 29 дня 1792 года, в бытность в типографии; по причине нашей разлуки на время, а может быть — судьбе одной известно» К

«Галлука» произойдет где-то через год, после того как будет запрещен (а точнее, передан в руки «благонамеренного» литератора И. Н. Мартынова) их журнал «Санкт-Петербургский Меркурий». Тогда они разъедутся: А. И. Клушин — за границу, И. А. Крылов — в провинцию.

Будущий баснописец посетит Нижний Новогород, Ярославль, Тамбов, Киев, Могилев, Серпухов, Тулу, Ригу, некоторое время будет жить в Москве... В годы скитаний он с горечью писал:

Тесним от ближних, обесславлен, Друзьями презрен и оставлен Средь кровных чуждым я живу...

В Петербург И. А. Крылов вернется лишь в 1806 году.

* * *

Иван Андреевич Крылов родился 2 (13) февраля 1769 года в Москве. Отец его, Андрей Прохорович Крылов, только после тринадцати лет службы рядовым смог получить чин прапорщика, а спустя еще восемь лет — капитана.

Во время пугачевского восстания А. П. Крылов вместе с семьей находился в Яицком городке. В четырехлетнем возрасте будущий баснописец наблюдал осаду городка Пугачевым. Некоторые детали останутся в памяти. Потом он поведает о них А. С. Пушкину, а тот использует их в «Истории Пугачева» и знаменитой повести «Капитанская дочка».

В 1774 году А. П. Крылов вышел в отставку и, поселившись в Твери, получил должность председателя губернского магистрата.

Первоначальное образование И. А. Крылов получил дома. Уже в восемь лет он был «записан» на должность «подканцеляриста» Калязинского земского суда, а после смерти отца в 1778 году был переведен на ту же должность в Тверской магистрат.

В магистрате он вынужден был с утра до позднего вечера переписывать различного рода бумаги. Жалованья «подканцеляриста», естественно, не хватало, и семья в буквальном смысле слова нищенствовала.

В 1782 году мать отправляется в Петербург хлопотать о пенсии. Вместе с ней уезжает и И. А. Крылов. В Петербурге он поступает на службу в Казенную палату. Снова с утра до вечера та же скучные бумаги»..

И все-таки у юного Крылова были и радостные минуты: все свободное время (правда, его было очень мало) он отдавал литературному творчеству, театру. В четырнадцать лет Крылов пишет первое крупное произведение — комическую оперу «Кофейница».

Уже первое драматическое произведение, пусть далекое от совершенства и не лишенное наивности, свидетельствовало о том, что И." А. Крылов обладал незаурядным литературным талантом, знал жизнь крепостнической России, умел подметить характерное и отобразить его.

К сожалению, «Кофейница» не была поставлена на сцене, но несмотря на неудачи молодой автор продолжает упорно и настойчиво работать в области драматургии: он пишет трагедии «Клеопатра», «Филомела», комедии «Бешеная семья», «Сочинитель в прихожей». Последние три произведения были созданы в 1786 году, что свидетельствует об огромной творческой работе И. А. Крылова.

Спустя два года (1788) драматург создает одно из блестящих своих драматических произведений — комедию-памфлет «Проказники». В комедиях «Бешеная семья», «Сочинитель в прихожей», «Проказники» дана широкая картина нравов высшего света, хотя, как справедливо замечает Н. Л. Степанов, «этой картине еще не хватает типичности, реалистичности характеров, но многие черты дворянского класса верно подмечены драматургом».

Следует отметить и другое: в этих комедиях И. А. Крылов выступает борцом за демократическое искусство. Его драматические произведения, несомненно, сыграли большую роль в становлении русского национального театра, хотя и не стали классическими образцами, как его басни, о чем писал В. Г. Белинский:

«Странно: почему до сих пор не изданы комедии Крылова? Конечно, эти комедии далеко не так хороши, как его же басни; но все же они хороши настолько, чтобы стоить имени своего автора, — а это, право, не мало! Сверх того, комедии Крылова, еще интересны как памятники нравов и литературы старого времени».

В Петербурге начинающий драматург познакомился с лучшими актерами того времени И. А. Дмитревским, П. А. Плавиль-щиковым, сблизился с литераторами, которые группировались вокруг издателя журнала «Утренние часы», переводчика произведений Вольтера на русский язык И. Г. Рахманинова, — В. А. Озеровым, И. И. Дмитриевым. В дружеских беседах членов кружка иногда принимал участие А. Н. Радищев. Все это, несомненно, положительным образом сказывалось на становлении демократических, антикрепостнических взглядов И. А. Крылова, на целенаправленности его обличительных произведений.

* * *

XVIII столетие характеризуется дальнейшим усилением феодально-крепостнического гнета. Крестьяне, доведенные до отчаяния насилием и притеснениями помещиков, стихийно поднимались на борьбу с угнетателями. Восстание под предводительством Пугачева — одна, из блестящих страниц в истории освободительного движения русского народа.

Эпоха крестьянских волнений определила становление русской обличительной литературы.

В 1789 году И. А. Крылов приступает к изданию сатирического журнала «Почта духов». Это был довольно оригинальный журнал. Духи в письмах к арабскому философу Маликульмульку рассказывали о служебных злоупотреблениях как о вещах обыкновенных, сплошь и рядом встречающихся в государстве российском. Вот, к примеру, «Письмо XI от гнома Зора к волшебнику Маликульмульку».

Содержание письма — рассказ о том, как гном Зор был на обеде по случаю именин купца Плутареза.

На обеде присутствовали вельможа, судья Тихокрадов, драгунский капитан Рубакин и другие персонажи. Каждый из них старается показать себя бескорыстным человеком, патриотом отечества. Вельможа «защищал пользы отечества и выхвалял любовь к оному; судья ставил честь выше всего на свете; купец хвалил некорыстолюбие...».

Но вот зашел разговор об устройстве купеческого сына на службу. Каждый предлагает (за огромные деньги, естественно) определить его в свое звание: вельможа — в придворные, Рубакин— в военные, Тихокрадов — в судебные чиновники.

«Государь мой, — сказал, улыбаясь Тихокрадов, — вы с таким жаром говорите о своем звании (речь идет о выступлении Руба-кина.— П. Т.), что слушатели могут подумать, будто статское состояние в подметки вашему не годится, хотя, не распложая пустых слов, я могу коротко сказать, что, служа в сем состоянии, обязан я оному знатным доходом, состоящим из десяти тысяч; вступая же в оное, не имел я ни полушки...» 2

В другом письме («Письмо XII от гнома Буристона к волшебнику Маликульмульку») автор разоблачает всю систему судопроизводства. Гном Буристон сообщает волшебнику Маликульмульку, что в России «на всякие тридцать тысяч жителей наверное находится двадцать тысяч судей; но если ты меня спросишь, найдется ли в сих двадцати тысячах хотя два десятка мудрецов или, лучше сказать, хотя один добродетельный и знающий судья, то я для решения сего вопроса покорно попрошу у тебя дать мне пятьсот лет сроку» 3.

Разоблачая пороки современного ему общества, Крылов тем самым доказывал порочность всего феодально-крепостнического строя России в целом, а в отдельных произведениях (к примеру, сатирическая повесть «Каиб») иносказательно ставил под сомнение правомерность существования царского самодержавия.

В. Г. Белинский, подчеркивая значимость, целенаправленность прозаических произведений И. А. Крылова, указывал, что в них много «ума, соли, желчи».

* * *

«Путь Крылова к басне, — замечает Н. Л. Степанов, — лежал через комедию и сатиру» 4. Все это верно, но интерес к басне у И. А. Крылова проявляется уже в самом начале творческого путц. Как вспоминает М. Лобанов, одним из первых литературных произведений, созданных И. А. Крыловым, «была басня, переведенная им на четырнадцатом году из Лафонтена, которую знатоки того времени... хвалили, но время истребило ее» 1.

Еще в 1788 году журнал И. Г. Рахманинова «Утренние часы» публикует четыре басни И. А. Крылова: «Стыдливый Игрок», «Судьба Игроков», «Павлин и Соловей», «Недовольный гостьми стихотворец».

Но в то время И. А. Крылов не придавал большого значения басенному творчеству: все силы, энергию он отдавал драматургии...

Вернувшись после многолетних скитаний по России в Москву (1804), И. А. Крылов часто встречается с известным тогда баснописцем И. И. Дмитриевым. Однажды И. А. Крылов принес И. И. Дмитриеву две басни «Дуб и Трость» и «Разборчивая Невеста». Отзыв «русского Лафонтмша», как величали И. И. Дмитриева в ту пору, был в высшей степени положительным.

«Вы нашли себя, — убеждал И. И. Дмитриев начинающего баснописца.— Это истинный ваш род... Остановитесь на этом литературном жанре» 2.

В январе 1806 года басни были опубликованы в журнале «Московский зритель». Читатели восприняли их восторженно.

Вслед за баснями «Дуб и Трость» и «Разборчивая Невеста» появляется целый ряд других: «Ворона и Лисица» (1808), «Лягушка и Вол» (1808), «Петух и Жемчужное зерно» (1808), «Слон и Моська» (1809) и т. д.

С 1809 года начинают выходить сборники его басен. Появление каждого из них — крупнейшее событие в культурной жизни России.

За последние тридцать лет своей творческой деятельности И. А. Крылов создал около 200 басен, большинство из которых можно смело назвать шедеврами мировой литературы.

До И. А. Крылова русская басня уже имела свои традиции. Первым из писателей, кто обратился к этому жанру, был

A. Д. Кантемир. Басни создавали В. К. Тредиаковский, М. В. Ломоносов, А. П. Сумароков; несколько позже — И. И. Дмитриев,

B. А. Жуковский, В. Л. Пушкин. Но только И. А. Крылову суждено было поднять жанр басни на небывалую высоту. Продолжая лучшие традиции своих предшественников и современников, он в то же время явился новатором. Басня в его руках стала сильнейшим оружием в борьбе с социальным злом. Бели в произведениях И. И. Дмитриева, В. А. Жуковского, В. Л. Пушкина преобладал дидактический элемент, то у Й. А. Крылова мы наблюдаем иное: образность, реалистическая выразительность, типичность образов и, наконец, сатирическая заостренность подчиняют дидактику, нравоучение воспринимается как нечто само собой разумеющееся.

И. А. Крылов, как писал В. Г. Белинский, «создал русскую басню» и явился, по мнению критика, первым величайшим реалистом «в пашей поэзии».

Достоинства басен И. А. Крылова не исчерпываются отмеченными выше. Следует особо выделить такие черты, как народность, художественность, обличительная направленность.

Уже современники И. А. Крылова считали его народным поэтом. Так, например, А. С. Пушкин писал, что русский баснописец является истинно народным поэтом3, представителем «духа русского народа» А

Мысли А. С. Пушкина о народности басенного наследия И. А. Крылова позднее разработаны В. Г. Белинским.

Истоки басен И. А. Крылова в народном творчестве, на что указывал и Н. В. Гоголь: «Наши пословицы, — писал великий сатирик, — значительнее пословиц всех других народов. Сверх полноты мыслей, уже в самом образе выражения в них отразилось много народных свойств наших; в них есть: издевка, насмешка, попрек, словом — все шевелящее и затрагивающее за живое... Отсюда-то ведет свое происхождение Крылов» 5.

Пословицы, поговорки, сказочные элементы давали возможность баснописцу глубже, разностороннее показывать национальный характер русского народа, его трудолюбие, мудрость. Более того, басенных героев И. А. Крылова не спутаешь с героями произведений, скажем, Эзопа или Лафонтена. «Звери у него мыслят и поступают слишком по-русски: в их проделках между собой слышны проделки и обряды производств внутри России... Словом — всюду у него Русь и пахнет Русью», — замечал Н. В. Гоголь б, а В. Г. Белинский уточнял: «...в лучших баснях Крылова нет ни медведей, ни лисиц, хотя эти животные, кажется и действуют в них, но есть люди, и притом русские люди».

К этому следует добавить: звери в баснях И. А. Крылова не просто олицетворяют людей, они (что самое главное!) являются носителями качеств определенных социальных групп. Так, Львы, Медведи, Лисы, Волки — наделены чертами господствующих классов; Пчелы, Овцы — представители трудового народа. В некоторых баснях действуют крестьяне, нищие, ремесленники, дворяне, чиновники, что еще более усиливает реалистичность, социальную заостренность, целенаправленность произведений великого баснописца.

Басня И. А. Крылова — короткий рассказ, основа которого, как правило, — определенный случай, явление.

В качестве примера приведем известный исторический факт из эпохи Отечественной войны 1812 года. Заняв Москву, Наполеон направил графа Лористона в ставку Кутузова с предложением заключить мир. Кутузов наотрез отказался...

Сам факт отказа, решимость русского полководца взволновали баснописца. Через некоторое время он создал свою знаменитую басню «Волк на псарне» и передал ее Кутузову. О дальнейшем вспоминает очевидец И. С. Жиркевич: "Вот послушайте, господа», — сказал Кутузов. Он вынул... листок с басней Крылова и прочел ее вслух. При словах «Ты сер, а я, приятель, сед», прочитанных с особенной выразительностью, фельдмаршал снял фуражку и указал на свои седины. В ответ раздались одобрительные возгласы и громкое «Ура!».

Басни И. А. Крылова, в особенности те, что посвящены событиям Отечественной войны 1812 года («Раздел», «Ворона и Курица», «Волк на псарне», «Обоз» и др.), читались и перечитывались в русской армии. «Скажи Крылову...— писал К. Н. Батюшков Н. И. Гнедичу, — в армии его басни все читают наизусть».

Касаясь документальной основы басен И. А. Крылова, мы должны иметь в виду и следующее: величие русского баснописца в том, что он в своих произведениях, используя конкретные факты, поднимался до обобщения, типизации образов и явлений.

Басни И. А. Крылова представляют в высшей степени художественные произведения. «И. А. Крылов, — писал в 1823 году А. А. Бестужев, — возвел русскую басню в оригинально-классическое достоинство. Невозможно дать большего простодушия рассказу, большей народности языку, большей осязаемости нравоучению. Его каждая басня — сатира...».

Огромную роль в баснях предшественников и современников И. А. Крылова как указывалось выше, играло нравоучение. Великий русский баснописец отошел от этого. В его произведениях сам рассказ (повествование) имеет не меньшее значение, чем мораль, выводы. Поэтому, как правило, рассказ в басне живой, остроумный, энергичный. Автор, обращаясь к народному складу речи, пословицам, поговоркам, и сам создает точные, крылатые выражения. Язык басен И. А. Крылова образный, меткий. Он умел подбирать такие слова, которые как нельзя лучше характеризовали то или иное лицо, явление, предмет, событие.

Басни И. А. Крылова были направлены против беззакония, произвола, против конкретных носителей зла — казнокрадов, взяточников, чиновников, судей, дворян, крепостников, лукавых царедворцев. Перед читателем во всей наготе вставала крепостническая Россия.

В отдельных произведениях баснописец высмеивал Александра I и Николая I («Воспитание Льва», «Рыбья пляска», «Пестрые овцы» и др.), подводя читателей к мысли о неправомерности деспотической системы правления. Начиная с 1806 года и до конца своих дней (1844) И. А. Крылов жил в Петербурге, многие годы служил в Публичной библиотеке (1812—1841). Жизнь великого баснописца протекала размеренно, спокойно: И. А Крылов в стороне от политических бурь, общественных потрясений. Так, по крайней мере, казалось его современникам.

На самом же деле — все это маска, о чем свидетельствуют его басни — величайшее достижение мировой обличительной литературы,

Павел Ткачев

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском


регистрация | забыли пароль?


  вход
логин:
пароль:
Запомнить?



Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
Сообщить о плагиате

Copyright © 2011-2019 «Критическая Литература»

Обновлено: 02:22:25
Яндекс.Метрика Система Orphus Скачать приложение