|
Вы здесь: Критика24.ру › Лермонтов М. Ю.
Почему герои М. Ю. Лермонтова редко обретают счастье в дружбе и любви? «Герой нашего времени», «Маскарад» (Лермонтов М. Ю.)Михаил Юрьевич Лермонтов — поэт и прозаик, чье творчество пронизано духом романтизма, глубокого психологизма и трагического одиночества. Его герои, как правило, яркие, неординарные личности, наделенные острым умом, сильными страстями и глубокой рефлексией. Однако, несмотря на эти качества, они удивительно редко обретают счастье в таких фундаментальных человеческих сферах, как дружба и любовь. Причина этого кроется не столько во внешних обстоятельствах, сколько во внутренней природе самих персонажей: их глубокой разочарованности, чрезмерной гордыне, неспособности к искреннему доверию и, зачастую, саморазрушительным тенденциям. Именно эти черты обрекают их на вечное скитание в поисках того, что они сами же и разрушают. Наиболее ярким воплощением этой трагедии является образ Григория Печорина, главного героя романа «Герой нашего времени». Печорин — типичный представитель поколения «лишних людей», умный, образованный, но глубоко разочарованный в жизни и лишенный цели. Его отношения с людьми — это череда экспериментов, попыток развеять скуку и проверить границы дозволенного. В дружбе он не способен на искреннюю привязанность. С Максимом Максимычем, человеком простым и добрым, Печорин ведет себя отстраненно, небрежно, а при встрече спустя годы демонстрирует полное равнодушие, чем глубоко ранит старого штабс-капитана. Его «дружба» с Грушницким — это и вовсе циничная игра, в которой Печорин изначально презирает своего соперника, провоцирует его и в итоге хладнокровно убивает на дуэли. Он сам признается: «Я к дружбе не способен: из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них в этом себе не признается; рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае — труд утомительный, потому что надо притворяться». В любви Печорин также обречен на несчастье, поскольку его чувства поверхностны и быстротечны, а его гордыня и эгоизм не позволяют ему по-настоящему отдаться другому человеку. Его любовь к Бэле — это сначала страсть завоевателя, затем скука и, наконец, равнодушие, приведшее к её гибели. Княжна Мери для него — объект эксперимента, способ проверить свою власть над женским сердцем. Он соблазняет ее, играет с её чувствами, а затем безжалостно бросает, оставляя её с разбитым сердцем и поруганной репутацией. Даже единственная женщина, которую он, возможно, по-настоящему любил — Вера — не приносит ему счастья. Их отношения полны страданий, тайных встреч и расставаний, и в итоге Печорин теряет её, не сумев даже догнать её повозку. Его внутренняя пустота, постоянная жажда новых ощущений и неспособность к глубокой, жертвенной любви делают его несчастным и обрекают на одиночество. Другим примером, иллюстрирующим трагическую неспособность к счастью в любви, является Арбенин из драмы «Маскарад». Евгений Арбенин — фигура не менее сложная и противоречивая, чем Печорин. Его прошлое полно интриг, азартных игр и цинизма, что оставило глубокий отпечаток на его душе. Он искренне любит свою молодую жену Нину, и эта любовь становится для него попыткой начать новую, чистую жизнь. Однако его прошлое, его недоверие к людям, его гордыня и болезненная подозрительность не позволяют ему наслаждаться этим чувством. Когда он находит браслет, подаренный Нине, и слышит клевету, его разум, отравленный прошлым опытом, отказывается верить в невиновность жены. Он не ищет доказательств, не пытается понять, а сразу же выносит приговор, отравляя Нину. Его любовь, вместо того чтобы быть источником счастья, превращается в разрушительную силу, которая уничтожает не только любимую женщину, но и его самого. Он сам становится жертвой своей гордыни и неспособности к доверию, обрекая себя на безумие и вечные муки совести. Таким образом, герои Лермонтова редко обретают счастье в дружбе и любви не потому, что мир несправедлив к ним, а потому, что они сами не способны принять и удержать это счастье. Их внутренняя разочарованность, скептицизм, гордыня, эгоизм и постоянная рефлексия не позволяют им искренне открыться другому человеку, довериться ему и отдаться чувству без остатка. Они ищут острых ощущений, но боятся привязанности, стремятся к идеалу, но разрушают реальность. Их трагедия «Маскарад» это трагедия одиночества, порожденного их собственной сложной и противоречивой натурой. Обновлено: Опубликовал(а): GRETA2222 Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|
