Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?





ПОИСК:

У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!


Случай из практики Новая дача В овраге Архиерей Рецензия к рассказам и повестям Чехова. (Чехов А. П.)


Дом с мезонином

Одним из источников повести явились впечатлениями от поездки летом 1895 года в тверское имение Турчаниновых Горка к другу, художнику И. И. Левитану, находившемуся в состоянии тяжелой душевной депрессии. Чехов наделил героя повести некоторыми чертами, близкими характеру Левитана, — «недовольством собой, неверием в свое дело», бесприютностью, страстным стремлением передать красоту природы, «среди которой... до сих пор чувствовал себя безнадежно одиноким и ненужным».

Напряженные раздумья героя об искусстве и его роли в жизни перекликаются с теми, которые остро волновали в те годы Л.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Как стать экспертом?

Н. Толстого.

Критики, например К. И. Чуковский, не раз недоумевали, «почему наперекор своему темпераменту, наперекор всей своей жизненной практике Чехов относится так отчужденно и даже враждебно... к самоотверженной общественнице Лидии...». Чехов действительно писал, что ему «нужен хоть кусочек общественной и политической жизни», принимал активное участие в земских делах, безвозмездно лечил крестьян, строил школы, но при этом, в отличие от своей героини, остро и горько сознавал, как жалок этот «кусочек».

О любви

Рассказ, по замыслу автора, составлял единый цикл с «Человеком в футляре» и «Крыжовником», в которых участвуют, в основном в роли рассказчиков и слушателей, ветеринарный врач Иван Иванович и учитель Буркин (в «Крыжовнике» к ним присоединяется и хозяин имения Алехин).

Рассказ «О любви» писался летом 1898 года, после возвращения Чехова из Франции, где он внимательно и взволнованно следил за делом Дрейфуса и восхищался мужеством Эмиля Золя, выступившего в защиту невинно осужденного. И хотя судебная практика была и в тогдашней России достаточно богата случаями вопиющего беззакония, однако мимолетный, а вместе с тем крайне важный для понимания смысла рассказа юридический «казус», который впервые привел Алехина в дом Лугановичей, по-видимому, хранит отпечаток страстей, бушевавших вокруг дела Дрейфуса (стоит вспомнить, что оно, в частности, привело к резкому охлаждению отношений Чехова и Суворина) .

Критики отмечали, что в новых рассказах писателя, в числе которых был и «О любви», заметнее выступает автор, по выражению А. Измайлова, «болезненно тонко чувствующий жизненную нескладицу и не имеющий силы не высказаться».

Случай из практики

Рассказ характерен для чеховского творчества последних лет. Дочь владелицы фабрики Лиза Ляликова во многом близка Анне Акимовне («Бабье царство») и Алексею Лаптеву («Три года»). Ее «болезнь» — это дорогие для писателя во многих его героях тревожные сигналы совести, нелегкое прозрение, трудное пробуждение новых чувств и мыслей. Однако в отличие от бессильных круто переменить свою жизнь названных героев прежних повестей Лиза в финале рассказа, по всей видимости, близка к какому-то важному решению и поступку. В этом отношении «Случай из практики» (1898) содержит в себе как бы «зерно» последнего чеховского рассказа «Невеста» (1903).

По делам службы

Мысль о людях, которые «несут на себе всю тяжесть этой жизни», пронизывает весь образный строй рассказа и, наконец, почти публицистически прямо выражается в сновидении следователя Лыжина (последнее напоминает «сон удивительный», который описан в поэме Некрасова «Железная дорога»: «Братья! Вы наши плоды пожинаете!» и т. д.). При своем появлении (в начале 1899 г.) рассказ был горячо принят критикой и читателями. Л. Н. Толстой неоднократно читал «По делам службы» и особенно восхищался образом «цоцкаго».

Новая дача

Конфликт между инженером Кучеровым и мужиками несколько напоминает коллизию, нарисованную Н. Г. Гариным-Михайловским в очерке «Несколько лет в деревне», который вызвал сочувственный отзыв Чехова в 1892 году.

Высокую оценку чеховскому рассказу, напечатанному в 1899 году, дал впоследствии М. Горький: «В художественной литературе первый сказал о мужике новое и веское слово Короленко в рассказе «Река играет», затем А. П. Чехов написал один за другим три замечательных рассказа: «Мужики», «Новая дача» и «В овраге»...»

В овраге

Сам автор рассматривал свою повесть как «последнюю из деревенской жизни» (по свидетельству С. Н. Щукина, Чехов и ему говорил: «...я решил больше ничего не писать из жизни крестьян»).

Возможно, что замысел произведения частично связан с бурной полемикой, которая возникла вокруг повести «Мужики» (1897). В частности, П. Б. Струве, в ту пору один из лидеров так называемого легального марксизма, говорил о кабатчиках и кулаках как «высшем типе человеческой личности» (по сравнению с простыми крестьянами) и одобрял то, что в «Мужиках» нет фигуры, подобной правдолюбцу Акиму из пьесы Л. Н. Толстого «Власть тьмы», так как этот герой, по убеждению критика, олицетворял «жизненное бессилие и ничтожество праведничества».

В новой повести Чехов беспощадно развенчал Цыбукиных и создал обаятельный образ плотника Костыля. Поэтому не лишено веселого лукавства и мнимой озадаченности замечание Чехова в письме к М. О. Меньшикову (26 декабря 1899 г.): «Послал повесть в «Жизнь». В этой повести я живописую фабричную жизнь, трактую о том, какая она поганая, — и только вчера случайно узнал, что «Жизнь» — орган марксистский, фабричный. Как же теперь быть?»

Любопытно, что в «Жизни» повесть оказалась в одном номере (№ 1 за 1900 г.) с работой В. И. Ленина «Развитие капитализма в России».

Повесть вызвала восторженные отзывы Л. Толстого, читавшего ее вслух домашним и восхищавшегося мастерством автора, и М. Горького, который уже 30 января 1900 года опубликовал в газете «Нижегородский листок» «Литературные заметки», в которых писал о новом произведении Чехова.

Архиерей

«Сюжет, который сидит у меня в голове уже лет пятнадцать», — заметил Чехов в письме О. Л. Книппер 16 марта 1901 года, сообщая, что работает над этим рассказом. Исследователи сближали в некоторых отношениях архиерея с героем чеховской «Скучной истории» (1889) — профессором Николаем Степановичем, также размышлявшим о прожитой жизни, о своем одиночестве и отчуждении от близких. Звучат в рассказе и автобиографические ноты, порожденные болезнью и тягостностью вынужденного ею пребывания в Ялте, вдали от общественной и литературной жизни.

Критика обошла рассказ, появившийся в печати в 1902 году, почти полным молчанием. Сразу же высоко оценили «Архиерея» Л. Толстой и Бунин, который и впоследствии говорил: «Только тот, кто занимается сам литературой и сам испытал эти адские мучения, может постигнуть всю красоту этого произведения».



Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id249




Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском


РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?



Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
Сообщить о плагиате

Copyright © 2011-2020 «Критическая Литература»

Обновлено: 18:58:56
Яндекс.Метрика Система Orphus Скачать приложение