Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Роман Деньги (Золя Эмиль)

Назад || Далее

Аристид Саккар — основатель Всемирного банка, история которого рассказывается в «Деньгах» (1891), близок к Октаву Муре — владельцу универсального магазина «Дамское счастье» — не только по крови (оба они отпрыски семьи Ругоп-Маккаров), но и по духу. Поэт миллионов Саккар и поэт торговли Муре — дети лихорадочной авантюристической эпохи Империи, «века действия и победы» буржуазного «прогресса».

На страницах романа «Деньги» писатель воссоздал жестокий поединок рыцаря удачи Аристида Саккара и всевластного короля биржи Гундермана. В отличие от своего соперника, «честного» и степенного спекулянта золотом, Саккар — кондотьер, искусный и многоопытный ловец в мутных пучинах финансовых афер. Он не ждет благоприятного случая выгодно продать свое золото, он сам ведет в бой покорные ему чужие миллионы, создает нужные обстоятельства, подчиняет их своей воле и направляет развитие событий. Трезвой, построенной на точном логическом расчете спекуляции Гундермана он противопоставляет напористую, все опрокидывающую дерзость игрока.

Гундерман спокойно строит башню из миллионов, с единственной мечтой завещать ее близким, чтобы они продолжали его дело.

Саккару нужны деньги для утоления сжигающей его жажды деятельности, для наслаждения: он «мечтал о победах в горячих битвах, о захвате колоссальной добычи».

Своим поразительным чутьем Саккар постиг, что развитие капитализма пойдет по пути создания синдикатов и акционерных обществ, соединяющих финансовый капитал с промышленным. «Будущее принадлежит крупным капиталам. Вся промышленность, вся торговля в конце концов превратятся в один огромный универсальный магазин».

Шумными и головокружительными были успехи Всемирного банка Саккара, не менее шумным был и его крах. Война финансовых гигантов завершилась победой Гундермана. Поля их опустошительных сражений, говорит Поль Лафарг в статье о романе «Деньги», как после стихийного бедствия, «были усеяны бесчисленными обломками человеческих судеб». Виновником этих ужасных трагедий Золя считает деньги. Они все отравляют, все губят и разрушают, но вместе с тем, продолжает писатель, они — фермент всякого социального роста, сила, которая оживляет пустыни, превращая их в плодородные поля, разрабатывает недра, вздымает фабрики и заводы, прокладывает стальные магистрали, сближает народы.

Это двойственное отношение Золя к роли денег в условиях капитализма вытекает из двойственного отношения писателя к капиталистической цивилизации в целом. Оно обнаруживается и в трактовке образа Саккара. Автор осуждает этого дельца с опустошенной душой, алчного и жестокого, способного «чеканить монеты из мозга и сердец ближних», отвергает его «философию удачи», покоящуюся на отрицании законов нравственности и норм морали. Но в то же время Золя восхищается финансовым гением Саккара, который не только сеет зло и разрушения, но и творит большие дела. Этот «бич божий» в представлении писателя является олицетворением энергии и созидательных сил общества.

Социал-реформистские заблуждения Золя находят свое теоретическое развитие в идеях другого персонажа романа, Сигизмунда Буша. Этот преданный науке мудрец, человек редкой нравственной чистоты, вызывает симпатии своей страстной верой в неизбежность преобразования общества и скорую победу социализма. Однако рассуждения его о том, что путь | социализму лежит через объединение всего национального богатства посредством его экспроприации без революционного насилия, столь же утопичны и наивны, как и то коллективистское общество будущего, о котором грезит этот «ученик Маркса». В своих социальных исканиях Буш, по мнению Лафарга, повторяет, по сути дела, «заблуждений Прудона, с которым и вел борьбу Карл Маркс».

Источники:

  • Золя Эмиль. Карьера Ругонов. Добыча. Пер. с фр. Вступит, статья С. Емельяникова. Илл. Майофиса. М., «Худож. лит.», 1979. 526 с. (Б-ка классики. Зарубеж. лит-ра)

  • Аннотация: В книгу включены романы выдающегося французского писателя Эмиля Золя (1840—г1902) «Карьера Ругонов» и «Добыча» (оба—1871), открывающие собою его двадцатитомную эпопею «Ругон-Маккары» (1871—1893), в которой на материале истории одной семьи дана широкая картина общественной жизни Франции периода Второй империи (1851—1870).
    Обновлено:
    Опубликовал(а):

    Внимание!
    Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
    Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

    Спасибо за внимание.

    Назад || Далее
    .

    Полезный материал по теме

    И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском