Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход
забыли пароль?





ПОИСК:

У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!


Биография Шолохова Михайла


|| Далее

Михаил Шолохов

Мировое признание и мировая известность при жизни выпадают на долю редких художников. Шолохов — один из тех, кто узнал это счастье, — стал признанным классиком советской литературы, произведения которого разошлись во все уголки земного шара. «Это имя уже как бы отделилось от одного человека и теперь принадлежит советскому искусству и одновременно всей мировой культуре XX века», — пишет Ю. Бондарев.

Академик, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственной премий, лауреат Нобелевской премии, член ЦК КПСС, депутат Верховных Советов всех созывов — таков далеко не полный перечень тех высоких званий и наград, которые свидетельствуют о народном признании заслуг и таланта Михаила Александровича Шолохова.

Жизнь Шолохова «вписывается» в биографию страны социализма.

«Для людей моего поколения, — говорит он, — новая Советская Конституция, проект которой сейчас всенародно обсуждается, — четвертая по счету.


Четыре исторических ступени развития страны — этапы и моей биографии».

Писатель вспомнил и 1918 год, когда была принята наша первая Конституция (в этот год ему пришлось прекратить занятия в гимназии в г. Богучаре, — по всей стране полыхала гражданская война); вспомнились и бурные годы ожесточенной борьбы с переменчивой судьбой: «был прод-работником, гонялся за бандами, терроризовавшими Дон до 1922 года, а банды гонялись за нами. Все шло как положено. Приходилось бывать в разных переплетах. И, может, не всегда мы об этом задумывались, но вы ходит, что тогда и мы отстаивали главное право нашей замечательной юной страны — право на жизнь».

В конце 1922 года Шолохов с Дона приезжает в Москву, мечтает об учебе на рабфаке. Зарегистрировался на бирже труда.

Поступаете в 2019 году?

Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы:

  • подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);
  • оформим заявления (Вам останется только подписать);
  • подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);
  • мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);
  • подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).

Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

На вопрос о профессии ответил: продовольственный комиссар. Но продовольственные комиссары тогда уже не требовались. Через многие десятилетия писатель так рассказывал об этом времени:

«Факт моей биографии — гарантированное право на труд. Я хорошо помню, как в двадцатых годах выстаивал в очередях безработных на бирже труда в Москве на Малой Бронной. Мне везло на работу: направлялся грузчиком, чернорабочим, каменщиком и даже делопроизводителем домоуправления... Шли годы. И в конце двадцатых я с восторгом читал в газетах о последних безработных в стране, о закрытии навсегда биржи труда».

Тогда же, в Москве, Шолохов начинает писать. Очевидно, тягу к «писательству» он почувствовал гораздо раньше, — по воспоминаниям людей, знавших его во время учебы в Богучарской гимназии и позднее, на Дону, в станице Каргинской, в период работы в продовольственных органах, первые литературные опыты, не дошедшие до нас, приходятся как раз на эти годы.

Приезд в Москву на учебу определялся и тайными мечтаниями о работе в литературе...

Ошеломляюще стремительным было развитие Шолохова-художника. За два-три года он прошел путь, на который у других уходили десятилетия. Еще не успели выйти отдельной книгой рассказы, написанные им в 1923—1925 годах, как он начинает «Тихий Дон». Уже в замысле, в плане романа угадывался великий талант. Для воплощения этого замысла понадобилось пятнадцать лет неустанного, подвижнического труда. Шолохов был требователен к себе, временами даже несправедлив и беспощаден. В одном из набросков автобиографии, написанной в тридцатые годы, он, например, критически отозвался о «Донских рассказах». К тому времени автор трех книг «Тихого Дона» и первой книги «Поднятой целины», он увидел в своих ранних рассказах много незрелого, художественно несовершенного. Может быть, такое отношение писателя повлияло на судьбу «Донских рассказов»: они длительное время не переиздавались. Лишь при подготовке собрания сочинений писателя они составили первый том, вышли отдельными изданиями, и тогда для многих впервые открылась начальная пора творческих исканий Михаила Шолохова.

Писатель родился 24 мая 1905 года на Дону, в хуторе Кружилине, недалеко от станицы Вешенской. И по настоящее время сохранился дом, в котором Шолохов родился, сохранилось здание школы в станице Каргинской, в которую он пошел в первый класс, и даже, как утверждают старожилы, сохранилась парта, за которой он сидел в первые свои школьные годы.

Писателя нельзя представить вне его биографии. Жизненные впечатления детства, юношеские и зрелые годы составляют тот бесценный опыт, который оказывает решающее влияние на содержание, характер и направление творческих поисков писателя. Через все произведения Шолохова проходит мотив донской степи. Любовь к Дону, к людям, среди которых он родился и вырос, станет одним из важнейших лейтмотивов всего его творчества. Шолохов один из своих ранних рассказов назвал «Лазоревая степь». Лазоревым цветком на Дону называют тюльпан. Через много лет, когда писатель завершал «Тихий Дон», в последней Книге романа идет поразительное по богатству красок, по лирическому чувству описание донской весенней степи, в которой отцветают фиалки и начинают цвести тюльпаны. «Хотелось написать о народе, среди которого я родился и который я знаю», — скажет он впоследствии.

Все творчество Шолохова уходит своими корнями сюда, на родную донскую землю.

Шолохов принадлежит к тем писателям, которые были участниками и свидетелями величайших социальных перемен, происходивших в России во время Великой Октябрьской социалистической революции и последовавшей за ней гражданской войны. Он был свидетелем и участником коллективизации, развернувшейся в 1929—1930 годах. Во время Великой Отечественной войны он вместе с солдатами на фронте, его статьи и очерки публикуются в центральных газетах. Тогда же он начинает свой новый роман «Они сражались за Родину».

«В судьбу людей моего поколения война вошла всей своей горечью, — вспоминает писатель.— События фронта, события тотальной войны оставили нестираемый след. Я потерял семидесятилетнюю мать, убитую при бомбежке нашей станицы, не имевшей никакого стратегического значения. Мой дом, библиотека были сожжены минами. Я потерял многих друзей. И это не только личные беды, личное горе — из личных тяжестей и утрат складывается всенародное, общее бедствие, которое приносят людям войны».

В беседе с корреспондентом «Комсомольской правды» в июле 1977 года он вновь вспомнил войну, 1941 год, первую писательскую поездку на фронт. С присущей ему скромностью он заметил: «В том, что писатели поехали на фронт, ничего героического не было».

Шолохов не мыслил себя в стороне от тяжких испытаний и народных бед в военную годину.

Когда говорят о советской литературе и о советских писателях, то важнейшим для понимания их идеалов и стремлений является это неразрывное чувство кровной связи с судьбой своего народа, о котором Шолохов с такой проникновенностью говорил и после вручения ему Нобелевской премии в Стокгольме в 1965 году.

Советскую литературу создавали совсем молодые люди, пришедшие с фронтов гражданской войны. В шестнадцать лет Шолохов был продовольственным комиссаром на Дону; Александр Фадеев — участник гражданской войны на Дальнем Востоке; Николай Тихонов, Леонид Леонов, Дмитрий Фурманов и многие другие, те, с которыми Шолохов почти одновременно входил в литературу, — все они начинали свой писательский труд в солдатских шинелях.

Александр Фадеев, выступая на митинге в Париже в апреле 1949 года, говорил: «Когда по окончании гражданской войны мы стали сходиться из разных концов нашей необъятной Родины — партийные, а еще больше беспартийные молодые люди, — мы поражались тому, сколь общи наши биографии при разности индивидуальных судеб... Мы входили в литературу волна за волной, нас было много. Мы приносили свой личный опыт жизни, свою индивидуальность. Нас соединяло ощущение нового мира, как своего, и любовь к нему».

Это «ощущение нового мира, как своего, и любовь к нему» и определили пафос уже ранних рассказов М. Шолохова. Многое их роднит с «Поднятой целиной» и «Тихим Доном»: совпадение некоторых жизненных ситуаций, характер поэтического мышления, некоторые особенности языка. Но при всем том «Донские рассказы» представляют самостоятельный интерес для читателя как одно из ярких свидетельств времени революции и гражданской войны. В рассказах Шолохов захватывал исторический период, описанный в последней части «Тихого Дона», и доводил его до начала коллективизации (рассказ «Червоточина»), Молодой писатель, пристально вглядываясь во взбудораженную, развороченную революцией жизнь казачьих хуторов, стремился постигнуть то новое, что входило в действительность, в характер людей. Он показывал, какая кровавая, тяжелая борьба шла в казачьих станицах и в годы гражданской войны, и в первые годы становления советской власти на Дону. Революция, проникшая в самые глубины народной жизни, раскалывала многие семьи: дети восставали против отцов, брат шел против брата.

Источники:

  • Шолохов М. А. Поднятая целина. Судьба человека. Вступит, статья Л. Якименко. М., «Худож. лит.», 1978. 654 с. (Б-ка классики. Советская лит-ра)

  • Аннотация:В книгу входит роман М. А. Шолохова «Поднятая целина», запечатлевший эпоху коллективизации, крушение старых и рождение новых форм жизни, и рассказ «Судьба человека» — о величии, силе, красоте души обыкновенного русского солдата.

    Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

|| Далее
.

Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском


регистрация | забыли пароль?


  вход
логин:
пароль:
Запомнить?



Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
Сообщить о плагиате

Copyright © 2011-2019 «Критическая Литература»

Обновлено: 10:14:53
Яндекс.Метрика Система Orphus Скачать приложение