Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Фомичев Н. А. Повесть Не заслоняй мне солнце, царь (Литература XX века)

«...Когда Диоген грелся на солнце в Крании, Александр, остановившись над ним, сказал: «Проси у меня, чего хочешь». Диоген ответил: «Не заслоняй мне солнце...»

Так древнегреческий писатель конца II — начала III в. н. э. Диоген Лаэрций описал ставшую знаменитой встречу нищего философа Диогена из Синопы и молодого царя Македонии Александра. Именно эти две исторические личности являются героями предлагаемой вашему вниманию повести Н. А. Фомичева.

Имя Александра Македонского, блестящего полководца древности, покорителя великой Персидской державы, хорошо известно всем.

О Диогене большинство современных читателей знает только то, что он жил в глиняной бочке и днем с фонарем в руках искал Человека. Что же свело вместе на страницах этой повести столь разных и во многом противоположных Друг другу людей? Может ли быть основанием для этого их случайная и мимолетная встреча, достоверность которой отрицается многими учеными, считающими рассказ об этой встрече вымыслом позднейших последователей философии Диогена? Чтобы попытаться ответить на этот вопрос, необходимо вспомнить время, эпоху, в которую жили нищий философ и великий завоеватель.

Недолог бьы период расцвета греческих государств в V в. до н. э. Этот расцвет был связан с победоносной войной небольших греческих государств — полисов против крупнейшего государства того времени — Персидской державы. В ходе пятидесятилетней борьбы на полях сражений и в морских битвах греки отстояли право на свободу и независимость. Центром борьбы против персов были Афины, они же возглавили военно-политический союз, в который входило почти 200 греческих государств.

Большинство греческих полисов имело небольшую территорию, центром политической, экономической и религиозной жизни в таком государстве был город. Проживали в этих государствах от 10 до 200 тысяч жителей, причем гражданами, политами, были далеко не все. Например, афинским гражданином считался только тот человек, у которого отец и мать были гражданами Афин. Таким образом, из 200 тысяч жителей Афин только 25—30 тысяч имели политические права; из политической жизни государства были исключены рабы, иноземцы — метеки, женщины. В Греции были полисы с демократическим и олигархическим политическим устройством. В демократических полисах реальная политическая власть принадлежала большинству гражданского населения, в олигархических полисах — наиболее зажиточным слоям граждан. В демократических Афинах высшим законодательным органом было Народное собрание, которое принимало решения по всем важнейшим вопросам внутренней и внешней политики государства, где каждый гражданин полиса имел право высказывать свое суждение по любому вопросу. Всеми делами в полисе заведовали выборные должностные лица — магистраты. Гражданин избирался на должность сроком на один год, причем в конце срока он должен был отчитаться за свою деятельность перед Народным собранием. В течение жизни каждый из афинян несколько раз исполнял те или иные должностные обязанности. Армия и флот, отстаивающие интересы полиса, комплектовались только из граждан. Для того чтобы поддерживать сплоченность гражданского коллектива, государство проводило в жизнь целую программу социального обеспечения беднейших слоев граждан. Официальные религиозные культы, традиции, мораль служили прежде всего укреплению монолитности гражданского коллектива перед лицом соседних государств, неграждан и рабов. Крепкий гражданский коллектив был базисом экономического и культурного расцвета греческой цивилизации в V в. до н. э.

С конца V в. до н. э. Греция ввергается в пучину глубокого кризиса. Это время в исторической науке принято называть периодом кризиса полисной системы в Древней Греции. Начинается этот период Пелопоннесской войной, в которую оказались втянуты практически все государства Греции, и завершается в 30-х гг. IV в. до н. э. подчинением Греции Македонским царством.

Причин этого кризиса было много, но главной причиной было то, что в результате войн с негреческими народами, которых греки называли варварами, в результате торговли с периферийными областями античного мира на рынки Древней Греции стало поступать большое количество рабов. Широкое применение рабского труда, с одной стороны, способствовало расцвету греческой экономики, а с другой — разрушало основы полисной организации. Труд рабов постепенно вытеснял труд свободных граждан из различных сфер производства, способствовал их разорению и обнищанию, увеличивалась разница между уровнем жизни бедных и богатых граждан. Бедные, используя органы демократии, все настойчивее требовали помощи от государства, в их среде получали распространение иждивенческие и паразитические настроения. Зажиточные слои все меньше были склонны тратить свои деньги на помощь бедным, они стремились отстранить от политической власти широкие слои «нахлебников», склонялись к установлению олигархического строя. Во многих полисах Греции прошла целая серия политических переворотов, сопровождавшихся жестокой расправой со своими политическими противниками.

Все большую угрозу для греческих рабовладельцев представлял постоянно растущий класс рабов; традиционные органы полисной власти уже не могли обеспечивать достаточно стабильную власть рабовладельцам. Еще одной важной проблемой греческих государств периода кризиса стало наемничество. Многие разорившиеся граждане были вынуждены покидать свою родину и шли служить наемниками в армию чужих государств. Полисы, лишаясь граждан, теряли значительную часть своей собственной армии и были вынуждены сами прибегать к услугам наемников, которыми двигала не идея защиты Родины, а жажда наживы. Наемники часто во время войны переходили на сторону врага, вмешивались в политическую борьбу внутри полиса, иногда способствовали приходу к власти тиранов. Начиная с Пелопоннесской войны в Греции не прекращалась борьба за преобладание одного полиса над всеми остальными, шла так называемая борьба за гегемонию. Греция истекала кровью в этой бессмысленной междоусобной борьбе, затухнуть которой не давала ловкая политика Персидской державы.

Кризисные явления коснулись и духовной жизни греческого общества. Все более широкое распространение среди различных слоев населения получали такие настроения, как разочарование в жизни, уход от политической активности, жажда чувственных удовольствий (пессимизм, аполитичность, гедонизм), скептическое отношение к традиционной религии и морали. Духовный кризис получил наиболее яркое свое оформление в некоторых философских направлениях, особенно в кинизме1. Самым ярким представителем кинической философии был Диоген.

Диоген родился в конце V в. до н. э. в городе Синопе на южном берегу Черного моря. Покинув свой родной город, в 80-х гг. IV в. до н. э. он прибыл в Афины, где стал учеником первого философа кинизма Антисфена. В течение своей жизни Диоген много странствовал по всей Греции, проповедуя идеи киников. Как повествует предание, во время одной из своих поездок он был захвачен пиратами и продан в рабство богатому коринфянину Ксениаду. Именно к этому периоду относится большинство известий о жизни Диогена, в том числе и рассказ о его встрече с Александром Македонским. После смерти Диогена его образ стал излюбленным в произведениях кинической литературы последующих веков.

Киническая Цилософия стала выражением протеста беднейших слоев гражданского населения, метеков, рабов против современного им общества, где все отчетливее проявлялось стремление к наживе и роскоши, где все ярче зияли язвы нищеты и бесправия. Кинизм был попыткой отрицания низами античного общества отвергнувшего их мира. Киники старались сохранить достоинство и уважение к самим себе в любых жизненных обстоятельствах. Они подчеркивали ценность каждой человеческой личности, отрицали законность порабощения человека человеком, стремились показать людям бессмысленность их погони за богатством, положением в обществе, осуждали кровопролитные войны. Особенностью кинической философии было то, что, в отличие от представителей других философских направлений, которые в основном рассуждали о принципах своих философских систем, киники стремились всей своей жизнью воплотить свои философские идеалы. Конечно, в образе жизни киников было много такого, что существенно расходилось с общепризнанными нормами, шокировало окружающих людей. Своими часто вызывающими поступками киники пытались привлечь внимание к своей философии. Помимо положительных черт в их философской системе были и существенные слабости: отказ от реального улучшения условий жизни людей, низведение потребностей личности до биологически необходимого уровня. Киники были сильны в своем отрицании недостатков общества, однако их философия не могла изменить существующий мир. Слабые стороны кинизма не мешают нам уважать личности, представляющие киническую философию, их идеалы сохранили свое гуманистическое значение и в современную эпоху.

В этот кризисный период киники предложили выход, приемлемый лишь для отдельных членов общества, но не решавший проблем греческого общества в целом. Лучшие умы Греции предлагали свои проекты выхода из кризисного состояния. Платон, Аристотель и другие крупные философы этого времени создавали проекты идеального государства, в котором должны были быть устранены все противоречия современного им общества. В массе разнообразных предложений сначала почти незаметной оказалась идея афинского оратора Исократа о совместном походе греков на Восток, с тем чтобы свои трудности разрешить за счет других народов. Однако именно этой идее пришлось стать решающей в ходе исторического процесса.

Поход на Восток и покорение народов были осуществлены Александром Македонским. Став царем в 18 лет, к 33 годам он стал властителем почти всей ойкумены . В 334 г. до н. э. его войска переправились в Малую Азию; в трех грандиознейших сражениях древности — при Гранике, при Иссе, при Гавгамелах — Александр разбил персидское войско, в течение нескольких лет покорял бескрайние земли Средней Азии и сделал попытку проникнуть в глубь Индии. Десятилетний поход завершился в 324 г. до н. 9. возвращением Александра и его армии в Вавилон, который он сделал центром своей мировой державы.

Александр Македонский бесспорно обладал решительностью, смелостью, волей, полководческими способностями, что воплотилось в его легендарных успехах, но он был также человеком жестоким, коварным и беспощадным. Еще в юности Александр устранил всех претендентов на царский престол, жестоко подавил сопротивление восставших греческих городов, беспощадно расправлялся с любой оппозицией в армии и в кругу своих приближенных.

Армия Александра во время Восточного похода оставляла за собой пепелища разрушенных городов и селений, десятки тысяч убитых и порабощенных жителей. Счастье, которое обещал грекам и македонцам Александр, покупалось ценой крови завоеванных народов.

Не случайная встреча в пригороде Коринфа столкнула Александра Македонского и Диогена, а разница в их подходе к одной из основных проблем всех эпох —как сделать человека счастливым: либо ограничить до минимума свои личные потребности, либо отнять все необходимое у другого человека. Противоположным было их отношение к вопросу о личности человека: Диоген полагал, что все люди, в том числе и самый последний раб, во всем равны друг другу, а Александр видел во всех людях только своих подданных.

К личности Александра очень часто обращались писатели более поздних эпох, его стремительный образ вдохновлял не одно поколение завоевателей. Но и скромный облик Диогена, мудреца, жившего в бочке, служил не только предметом насмешек, а утешал и поддерживал в трудную минуту тысячи обездоленных бедняков и рабов в эллинистических государствах и в Римской империи.

В повести вы встретитесь с большим числом персонажей; это — ученики Диогена, сторонники и приближенные Александра Македонского. Большинство из них являются реальными историческими личностями. Автор на основании данных исторических источников, используя специальную научную литературу, воссоздает облик той далекой эпохи, а там, где источники не сохранились, воображение автора дорисовывает картину.

Итак, предоставляем слово одному из главных героев повести, Стребу из Аканфа...

А. Стрелков

Агора — греческая площадь, центр общественной жизни. Аканф — город Фракии, исторической области на северо-востоке Греции. Акрокоринф—огромный холм и акрополь (крепость) со знаменитым храмом Афродиты.

Анахарсис — скиф царского происхождения, поэт, друг законодателя Солона, живший в VI в. до н. э.

Антиномия — противоречие между двумя взаимоисключающими положениями, признаваемыми одинаково доказуемыми логическим путем.

Архонты — жители юго-восточной области Персидского залива.

Аргус—многоглазый великан, в переносном смысле — бдительный страж.

Ареопаг — исполнительный орган судебной и политической власти.

Аристофан (ок. 445 — ок. 385 г. до н. э.) — древнегреческий поэт-комедиограф.

Архонт, стратег — высшие выборные дожностные лица в Древней Греции. Асклепиад (IV—III в. до н. э.) —античный создатель любовной эпиграммы. Аспасия (ок. 470—410 гг. до н. э.) —гетера, затем жена Перикла, отличалась

умом, образованностью и красотой. Астином — должностное лицо, отвечающее за порядок в городе. Афина —богиня мудрости, военного искусства, ремесла. Ахилл и Аякс — герои Троянской войны.

Багой — правитель Персии, визирь (с 338 по 336 г. до. н. э.), евнух, держав-шитая у власти благодаря крайней жестокости и серии отравлений своих соперников; отравлен Дарием III.

Бусирид—царь Египта, в плен к которому угодил Геракл, направляясь в сад

Гесперйк.

Гавгамелы — селение в Месопотамии, где войска Александра окончательно

разгромили войска Дария. Газа — крепость на границе между Пелестиной и Египтом. Гемола — легкое пиратское суденышко.

Гермеи—молодежный праздник в честь Гермеса как основателя гимнастики. Гетайры — тяжеловооруженная конница из македонской знати. Гетера — «подруга» — незамужняя женщина, ведущая свободный образ жизни.

Гиманты — ремни с шипами для кулачного боя. Генекей — женская половина дома.

Гиркащия — область в Малой Азии, к востоку от Каспийского моря. Гранин — река на северо-западе Малой Азии.

Дельфы — общегреческий религиозный центр в Фокиде, области Средней

Греции. Место пребывания оракула — жрицы-прорицательницы. Деметра—богиня плодородия и земледелия.

Диадохи — полководцы Александра Македонского, боровшиеся после его смерти за власть.

Дионисий — праздник в Аттике, посвященный богу Дионису. Во время этого празднества проводились состязания драматических поэтов.

иоскуры — прозвище близнецов Полидевка и Кастора, синоним братской

неразлучной дружбы. Драхма — денежная единица крупного достоинства.

Евклид из Мегар Истмийских (конец IV —начало III в. до н. э.) —философ,

основатель школы мегариков и эристиков. Еврисфей — микенский царь, приказавший Гераклу совершить двенадцать

подвигов.

Илиои — другое название легендарной Трои. Лес—город в прибрежной области Малой Азии. Истм — Коринфский перешеек.

Кандия —верхняя персидская одежда, кафтан с рукавами. Кардамон (кресс) — съедобное растение с пряным, острым вкусом. Кария—область в Малой Азии.

Каспийские Ворота — проход на восточной стороне горы Тавра, на юго-востоке Малой Азии. Керкура — небольшая барка для перевозки груза. Киприда — синоним богини красоты Афродиты.

Кирка—волшебница с острова Эя, превратила спутников Одиссея в свиней, а его самого год удерживала в плену. Синоним обольстительницы.

Краний — кипарисовая роща и гимнасий в пригороде Коринфа.

Крит — остров в Средиземном море, в то время — крупнейший центр работорговли.

Ксеркс (520—465 гт. до н. э.) — царь государства Ахеменидов с 486 г. Возглавил в 480 — 479 гг. поход на Грецию, закончившийся его поражением.

Лекиф—глиняный расписной сосуд для туалетного масла, с узким горлышком и вертикальной ручкой.

Мараканда—главный город области между Аму- и Сырдарьей, современный Самарканд.

Меды — племена во Фракии.

Мидяне —народ исторической области к югу от Каспийского моря. Милет — важнейший город Ионии, области на западе Малой Азии. Мимнерм (VII в. до н. э.) — античный поэт, создатель новой элегии. Мойры — богини человеческой судьбы, старухи, прядущие нить человеческой жизни.

Музы — богини поэзии, искусств и наук. Наварх—командир флота.

Навуходоносор — царь Вавилонии в 605—562 гг. до н. э., при нем сооружена

Вавилонская башня и висячие сады. Обол — монета мелкого достоинства.

Олигархи — представители узкой политической группы богачей. Палестра — открытая площадка для упражнений в борьбе. Памфилия — область на юге Малой Азии. Панафинеи — один из главных афинских праздников. Парфенон — храм Девы, главное святилище Афин.

Парфяне —иранское племя, жившее севернее современной туркменской степи.

Патрокл — герой «Илиады» Гомера, друг Ахилла. Пеан — торжественная песнь.

Пеплос—женская рубаха, подобная хитону, но открытая сбоку.

Персеполь —столица древней Персии.

Пиндар (552—438 гг. до н. э.) — поэт-лирик, родился в Фивах. Пирей — главный порт Афин.

Пифос— двухметровый керамический сосуд для хранения зерна. Понтийские берега —побережье Черного моря.

Прокруст — прозвище разбойника Диаманта, который «вытягивал» пленников или обрубал им ноги по своей мерке.

Семирамиды (Шамураммат) — ассирийская царица (810—772 гг. до н. э.), создательница легендарных «висячих садов». На самом деле создателем висячих садов был Навуходоносор II.

Сикофанты — профессиональные доносчики-шантажисты в Афинах.

Синопа — портовый город на побережье Черного моря (север современной Турции).

Согдиана — область между Амударьей и Сырдарьей.

Софисты — профессиональные учителя философии, выступавшие с критикой традиционной морали.

Талант — самая крупная денежная единица Древней Греции, приблизительно равная 26 кг.

Тесей — греческий античный герой, подобно Гераклу, совершивший множество подвигов.

Тигр—река, протекающая через Армению, впадает в Персидский залив. Тир—богатейший торговый порт Финикии, исторической области на восточном берегу Средиземного моря. Трибон — короткий плащ спартанского образца. Умоляющая поза — в данном случае просьба о пощаде. Фаселида — приморский город.

Феогнид (вторая половина VI в. до н. э.) — античный поэт. Фермопилы — горный переход из Фессалии в Среднюю Грецию. Фессалия — область Греции, соприкасающаяся с Македонией северной границей.

Харибда — мифическое чудовище, то поглощавшее морскую воду, то извергавшее ее (олицетворение водоворота). В данном случае «харибда» — поэтическое выражение одной из опасностей.

Херонея — город Бестии, области Средней Греции, близ которого в 338 г. до н. э. произошло сражение македонян с объединенными силами греков.

Хитон — длинная подпоясанная рубаха без рукавов.

Хламида — мужской плащ.

Эрехтейон — храм в честь аттического героя, воспитанника богини Афины. Яксарт — река Сырдарья.

Источники:

  • Фомичев Н. А. Не заслоняй мне солнце, царь! (Древнее повествование очевидца): Повесть / Худож. Н. Беляева.-М.: Дет. лит., 1989.- 175 с

  • Аннотация: Книга рассказывает о древнегреческом философе, ученике основателя школы киников Антисфена — Диогене Синопском 404 — 323 гг. до н. э. Диоген проповедовал наивный материализм, призывал вести умеренный образ жизни. В повести Диогену противопоставлен воспитанник философа Аристотеля, честолюбивый завоеватель Александр Македонский (356— 323 гг. до н. э.). Сюжет-повести построен на фактах, отраженных в сочинениях древних историков.
    Обновлено:
    Опубликовал(а):

    Внимание!
    Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
    Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

    Спасибо за внимание.

    .